В конце минувшего года в редакцию пришло письмо от члена правления общества защиты прав потребителей Тюменской области Геннадия Иванова. Автор поднимает проблему льготного проезда ветеранов труда в так называемых маршрутных такси:
– Пункт 4 статьи 3 Закона «О ветеранах труда в Тюменской области» предусматривает «возмещение расходов на оплату проезда на всех видах городского транспорта общего пользования (кроме такси)... в пределах 100 процентов от установленных тарифов».
«Кроме такси». Из-за этих двух слов было сломано немало копий, пока законодатель не пришёл к окончательному заключению, что «газели» не являются такси, а понятия «маршрутное такси» не существует в системе пассажирских перевозок.
Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, утверждённые постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112, относят «газели» и иже с ними, «имеющие помимо места водителя более восьми мест для сидения», к понятию «транспортное средство категории «М2» (у такси же – помимо места водителя – не более восьми мест для сидения). Форма собственности не имеет значения: частные перевозчики обязаны соблюдать законодательство РФ.
К сожалению, не многие в городе знают, что «маршрутки» ЗАО «Автомобилист» не отказывают льготным категориям граждан в праве бесплатного проезда. Сложнее с другими перевозчиками. Здесь своё веское слово должна сказать администрация городского округа. Организация возмещения расходов перевозчика по предоставлению льготного проезда находится в её компетенции.
В ответном письме на мою жалобу начальник Главного управления строительства и ЖКХ Тюменской области Сергей Шустов разъясняет: «Отказ перевозчика в праве льготного проезда является неправомерным. В целях недопущения подобных ситуаций Главным управлением строительства и ЖКХ направлены письма главам администраций муниципальных образований об обязательном исполнении перевозчиками требования постановления правительства Тюменской области от 5.07.2005 № 95-п в полном объёме».
А вот что по этому поводу говорит первый заместитель главы администрации городского округа Игорь Денисов:
– Мы изучаем эту проблему. Чтобы решить её на местном уровне, необходимо встретиться с представителями малого бизнеса, отработать нормативно-правовую базу и договориться, соблюдая паритет интересов пассажиров, частных перевозчиков и муниципалитета. По моему мнению, «газели» могут быть отнесены к автобусам малой вместимости, а стало быть, на них должны распространяться правила, по которым осуществляют перевозку пассажиров профессионалы ЗАО «Автомобилист». Они также должны нести ответственность за безопасность пассажирских перевозок, чёткий график движения, соблюдение утверждённого маршрута и исполнение закона.
Но есть нюанс. Законом чётко прописана процедура возмещения льготного проезда, которая требует от перевозчика пройти конкурс. Победителем последнего названо ЗАО «Автомобилист», именно поэтому в его «маршрутках» проезд для ветеранов – льготный. Это предприятие является гарантом безопасности пассажиров во время следования, так как имеет соответствующую техническую базу, лицензированного медработника, опыт работы и т.д.
Понятно, что на рынке услуг по перевозке пассажиров «Автомобилист» чувствует себя уверенно, но и малый бизнес пытается занять эту нишу. Муниципалитет это стремление только приветствует и намерен, не откладывая в долгий ящик, чётко отрегулировать отношения между перевозчиками и пассажирами.
Подготовила Лилия НАЗАРЕНКО