На днях журналисты побывали в Озернинской средней школе и познакомились там с удивительным человеком – скромным сельским учителем, отдавшим малышам начальной школы более 30 лет, Тамарой Григорьевной Квашниной.
Была перемена, и ребятишки с большим интересом заглядывали в класс – о чём там разговаривает с их учительницей тётенька с микрофоном в руках? А Тамара Григорьевна рассказывала о своей жизни, о том, как стала педагогом…
Родилась она 25 августа 1961 года в деревне Овсянникова Тобольского района. В маленькой деревушке была только начальная школа, а в большой семье – пятеро детей, Тамара Григорьевна самая младшая.
-- Родители трудились в животноводстве, -- вспоминает учитель, -- и мне часто приходилось быть вместе с ними на работе, там я и полюбила животных. Но больше всего мне нравилось играть «в школу», и на это я всегда находила время. А деревенские мальчишки и девчонки были моими «учениками».
После окончания школы в 1976 году юная выпускница поступила в Тобольское педагогическое училище им. В. И. Ленина. Вместе с ней поступали и одноклассники, но вскоре разочаровались в будущей профессии и решили уйти из этого учебного заведения.
-- Я осталась одна среди незнакомых и таких далёких людей… А дисциплина в училище была очень строгой. Уроки физкультуры, ритмики, музыки проходили очень интересно, но не без трудностей. Иногда мне даже хотелось бросить училище, но сестра, у которой я жила, убедила меня, что выбор профессии я сделала правильно и бросить учёбу не разрешила.
И вот в 1980 году Тамара Григорьевна успешно окончила училище и по распределению приехала работать в Викуловский район в глухую деревеньку Малиновку. Так началась трудовая деятельность педагога.
Вскоре деревенька разъехалась, и молодого учителя перевели в Озернинскую среднюю общеобразовательную школу.
-- Вот уже 30 лет для меня начинается новый учебный год, а с ним приходят радости и огорчения, взлёты творчества и неудачи, надежды и, порой, разочарования. В работе учителя много сложностей, отдаёшь много сил, времени и здоровья. В прошлом году я хотела уйти из школы, -- грустно улыбаясь, говорит Тамара Григорьевна, -- по состоянию здоровья. Пришли родители, и я не могла им отказать в просьбе вернуться. Но больше всего угнетала тоска по детям. И вот я снова в учительском строю.
Нагрузка у педагога очень большая: ведёт занятия во втором и четвёртом классах, среди детей есть и те, кому нужно индивидуальное обучение. Готовиться к урокам часто приходится до поздней ночи и вставать пораньше, чтобы проверить, а всё ли в порядке – очень ответственный человек.
Тамара Григорьевна очень любит свою школу, село Озерное, ставшее родным, ведь здесь у неё появилась семья, родились и выросли дети, здесь дорогие сердцу ученики, и уже дети первых выпускников. Хоть и сложно уже преподавать, но без этого учитель не может.
-- В памяти всегда слова Сухомлинского: «Любить можно то, чему уже отдал частицу своей души». Любовь же к детям, своей профессии не иссякает, а день ото дня становится мудрой, глубокой, всеобъемлющей. Действительно, найти своё призвание, утвердиться в нём – источник счастья. Поэтому, даже если я сегодня чуточку устану, завтра у меня вновь появится великое желание учить детей и учиться самой, творить и побуждать к творчеству. Ведь я – учитель, созидатель человеческой души, я – «пахарь», я – «сеятель». Пусть через учительское слово красота и доброта входят в ребячьи сердца. Я в ответе за них, своих учеников…
Вот такими и должны быть вторые мамы…
О. СУББОТИНА
На снимке: Т. Г. Квашнина с учениками
Фото Т. СУХОВОЙ