Медиакарта
6:45 | 24 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

От войны спасала сказками…

От войны спасала сказками…
13:19 | 23 января 2012
Источник: Наша жизнь

ПРОДОЛЖЕНИЕ ИСТОРИИ

Это письмо из Питера мы ждали особенно, по несколько раз на дню заглядывали в почтовый и электронный ящики – не знали, в какой же из них упадёт заветная весточка. Опередили современные технологии – именно на интернет-адрес нам пришли воспоминания Натальи Пирозерской, дочери первого директора Ильинского детского дома Анны Ивановны Пирозерской. В конце прошлого года мы уже приводили выдержки из разговора с нашей новой знакомой (беседа состоялась по телефону). Тогда женщина пообещала выслать дополнительную информацию о своей маме и её теперь уже раритетные фотографии, только вот каким способом отправит свои зарисовки, не уточнила. Потому редакция до последнего момента не знала, когда и где ждать письма.

Теперь все волнения улеглись, письмо в наших руках, и мы с удовольствием приводим выдержки из него.

Печатаем воспоминания не полностью, так как некоторые факты, рассказанные Натальей Исааковной по телефону, мы опубликовали ранее (читайте их в №99 от 15 декабря 2011 года).

НАЧИНАЛОСЬ ВСЁ ТАК

«Когда начались бомбёжки в Пикалёве, старшие детдомовские ребята прибегали за младшими и, завернув детей в одеяла, несли их в бомбоубежище. Я тоже была чей-то подшефной, меня тоже спешно уводили в безопасное место. Помню грохот, вспышки света и мамин голос, она рассказывала нам сказки. Позже я поняла, для чего она это делала: так спасала от паники, отвлекала ребят от переживания первых страхов войны.

Дальше была долгая дорога на поезде, возможной она стала опять же благодаря моей маме. Именно она добилась, чтобы последний эшелон, оставшийся для отправки людей, был отдан Пикалёвскому детскому дому!

Ильинка. Что помню об этом селе? Прежде всего, Ульянушку, её мама пригласила специально для моего воспитания. Осталось в памяти чувство глубокого уважения к этой нянечке, учившей меня послушанию по народным понятиям сибирской женщины.

ВОСПИТАНИЕ СПИРИ

Моя мама Анна Ивановна, редкий по дарованию педагог, была последователем Антона Семёновича Макаренко. Как позже показала жизнь, умела организовать не только детский коллектив, но и большое подсобное хозяйство.

Ильинский детский дом отличался от других детдомов тем, что имел стадо рогатого скота (свыше ста голов), где одних нетелей было штук двадцать, прибавьте к этому ещё образцовую свиноферму, птичий двор и огромные посевные угодья. «Вот, посмотрите: баба, а какое создала хозяйство! – говорили чиновники другим директорам. – У неё всё есть: и еда, и одежда детям на несколько лет вперёд, а вы только просите!» Эти же чиновники иной раз сами обращались к маме: «Подарите поросёночка, ну что Вам стоит!» На что всегда слышали один и тот же ответ: «Себе не беру и вам не дам».

Одним из главных воспоминаний детства стал вот какой случай. Однажды поздно вечером мама привела к нам домой мальчика и строгим голосом приказала ему открыть подпол. Меня позвали в свидетели. «Это Спиря, – сказала мама. – Он ушёл в самоволку. Надо его наказать. Пусть сидит в нашем подполе. Ты согласна?» Я с ужасом смотрела в чёрную дыру…ИСпирю простили.

Спустя много лет к нам с мамой приехал взрослый, благополучный, в орденах за почётный труд Павел Спиридонов. В то время он жил в Омске с женой и двумя сыновьями, работал мастером-станочником на заводе.

Павел рассказал, как наступил перелом в его «тёмном» сознании, когда много лет назад на пути из Ильинки его догнала Анна Ивановна. Совсем юный парнишка шёл тогда в сумерках и дрожал от холода, мама его посадила на телегу, закутала в свою кофту и привезла к нам домой. «Я был трудным ребёнком, но с тех пор стал меняться», – сказал наш гость.

СПАСИБО ЗА ПРОЕКТ!

Мы уехали из Ильинки, когда мне было семь с половиной лет. Мама скучала по родине, хотела, чтобы я росла и развивалась «не в глуши». На пенсию она вышла в 64 года. Её старость была украшена любовью семьи и вниманием бывших воспитанников, особенно ребят из Бокситогорского детского дома. Скончалась мама в возрасте 84-х лет, это произошло после второго инсульта 30 января 1980 года.

Я пошла по стопам мамы и тоже стала педагогом – учу детей пению. В общеобразовательной школе проработала 26 лет. У меня есть сын Кирилл, ему сейчас 40 лет. Из детства ему особенно запомнилась дружба с бабушкой, общались они до последних дней её жизни. Когда Анны Ивановны не стало, восьмилетний Кирюша плакал как взрослый…Но своё фото высылать в вашу редакцию не стал, сказал, что к бабушкиным заслугам никакого отношения не имеет.

С новым 2012 годом! Спасибо за умную идею книги «Согретые Сибирью». С уважением, Наталья Исааковна Пирозерская».

Автор: Над письмом работала Ксения ПАВЛИДИ