Как повысить экономическую эффективность филиальной сети и одновременно
сделать почтовые услуги более доступными для клиентов? Эту тему обсудили
недавно почтовики в рамках Всероссийской конференции почтовой связи,
которая проходила в Москве.
Сегодня почта по-прежнему остаётся востребованной и предприятиями, и
населением, а во многих случаях - просто незаменимой. Отделения почтовой
связи доступны во всех, даже самых отдалённых, уголках Тюменской
области. Именно сюда люди стремятся за большей частью необходимых услуг.
Стратегической задачей национального почтового оператора в настоящий
момент является повышение качества обслуживания в отделениях почтовой
связи. А это значит, что предприятие продолжит реконструкцию своих
отделений по всей стране в целом и Тюменской области в частности, будет
развивать культуру обслуживания клиентов, добиваться того, чтобы люди
чувствовали себя на почте более комфортно.
В последнее время почте трудно конкурировать с другими видами связи,
прежде всего, с Интернетом. Главной проблемой работы почтовых отделений
в сельской местности является недостаточное финансирование Почты России.
Государственное предприятие в силу специфики своей работы не может иметь
высокого дохода в малонаселенных муниципальных образованиях, но вместе с
тем обязано предоставлять услуги везде, где проживает хоть несколько
человек. В Тюменской области лишь каждое третье из 466 почтовых
отделений работает с прибылью. Ветшают здания почтовых отделений, многие
из них требуют капитального ремонта.
В 2011 году выделены средства на реконструкцию пяти отделений почтовой
связи. Такими темпами модернизация в области будет проводиться почти
пятьдесят лет. Из-за малых объёмов работы на селе почтовому оператору
нецелесообразно иметь стационарные отделения почтовой связи.
Единственный выход - это обсуждение возможных вариантов решения проблемы
на местах. Со стороны муниципальных образований их может быть множество.
В силах местных властей частично компенсировать затраты на дрова, отдать
в аренду подходящее здание или оптимизировать рабочее пространство и
разместить под одной крышей почту, фельдшерско-акушерский пункт и,
например, отделение социальной защиты населения.
Одна из наиболее перспективных форм обслуживания жителей сельской
местности - передвижные пункты почтовой связи (ПОПС) на базе автомобилей
повышенной проходимости. Использование передвижных отделений позволяет
почтовикам доставлять письменную корреспонденцию в условиях бездорожья,
изношенности и полного отсутствия инфраструктуры. Одно такое отделение
может обслуживать в день до шести населённых пунктов, в результате
обеспечивается более оперативный почтовый обмен с удалёнными районами, а
значит, ускоряется доставка корреспонденции получателям. Работа
передвижных офисов способствует решению важной стратегической задачи
национального почтового оператора - обеспечение равного доступа к
услугам почтовой связи клиентов на территории всей Тюменской области.
Практика функционирования ПОПС уже полностью оправдала себя на примере
Тюменского и Ялуторовского районов. До 2014 года планируется запуск ещё
15 таких отделений, 5 из которых появятся уже в 2012 году. Вопрос
изменения формы обслуживания того или иного объекта почтовой связи будет
решаться при активном участии жителей и муниципальной власти на местах.
По функциональности передвижные офисы - это полноценные почтовые
отделения, по технической оснащённости - они равноценны городскому
отделению почтовой связи.
Однако решения о закрытии существующих стационарных отделений почтовой
связи без согласования с местными властями приниматься не будут.
Диагностика "болевых точек" уже обозначена директором Тюменского филиала
Почты России Натальей Шафиковой в правительстве области. Ключевые
задачи, требующие разработки и принятия на региональном уровне
дополнительных мер по развитию почтовой связи, учитывающих местную
специфику: географические особенности, оказание значительной части
почтовых услуг по нерентабельным тарифам, изношенность
материально-технической базы. Ведётся работа по заключению соглашения
между ФГУП "Почта России" и Правительством Тюменской области о
взаимовыгодном сотрудничестве.
Региональные власти пообещали рассмотреть вопрос о передаче почте
помещений под отделения почтовой связи на условиях срочного
безвозмездного пользования, выделять площади для открытия новых
отделений в строящихся районах, проводить ремонт помещений отделений
почтовой связи, находящихся в муниципальной собственности.
Использование различных форматов обслуживания городского и сельского
населения при государственной поддержке отрасли позволит сохранить
доступность почтовых услуг и обеспечить их высокое качество и широкий
ассортимент.
Юлия НЕКРАСОВА,
пресс-секретарь Тюменского филиала "Почты России".