Накануне и в день Крещения Господня все телеканалы, газеты и радиостанции рассказывали о том, как правильно окунаться в прорубь, стоит ли это делать, в чём смысл ритуала... Мнений и версий довелось услышать множество. Если чётко ответить себе на вопрос, ради чего ты решаешься на этот шаг, сомнений не остаётся.
По традиции, которая сложилась за последние несколько лет в нашем посёлке, верующие после литургии совершают крестный ход на Льнушку. Тем самым символически повторяя путь Спасителя к месту его крещения на реке Иордан, где крещение принял он от Иоанна Крестителя. «Господь вне времени», – сказал отец Анатолий. Больше двух тысяч лет существует обычай окунаться в прорубь, и священники предупреждают, что это не какой-то геройский поступок и не магический обряд, во время которого исцеляются болезни. От храма до реки в сопровождении машин полиции шагала небольшая горстка верующих. Сначала думалось о длинном пути по морозу. А потом под молитву «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя...» - изнутри поднималось тепло, и мысли постепенно успокаивались.
Батюшка Анатолий освятил воду, после молебна все желающие окунулись в ледяную купель.
Древние говорили, что для жизненных сил человеку нужен холод, голод и движение. Сейчас мы все стремимся к противоположному: теплу, сытости и покою.
В рождественские каникулы смотрела передачу об Афоне, там живут только мужчины-монахи, женщин туда не допускают. Так вот, возраст до 50 лет – у них вообще молодёжь, средний возраст – 70 лет, ну, а старость – под сотню. Столь долго живут благочестивые люди, в гармонии с собой и природой. Мы почему боимся в прорубь заходить? Плоть наша изнеженная, избалованная не даёт.
А между тем после купания в проруби обычно не заболевают, и многолетняя практика показывает, что дежурившим спасателям, полиции и медикам работы не находится.
Вечером после рабочего дня на Льнушке наплыв купальщиков. В палатке переодеваются женщины. Нерешительные, глядя на тех, кто искупался, начинают раздеваться и прямиком к иордани. Стараются окунаться трижды, с головой.
– Ой, девочки, как хорошо, а я сегодня утром с температурой встала, думаю, не пойду. А потом представила, что весь год буду об этом жалеть, я каждый раз купаюсь.
Татьяна Фёдоровна Кривцова говорит, что однажды искупалась в проруби три раза за один день, так было здорово! Это потом прочла, что этого делать нельзя, достаточно одного раза. Теперь приспособилась иначе: набирает на реке воды и дома вместе с 11-летней внучкой на морозе обливается. Обязательно набирает крещенскую воду про запас: недавно дети переехали в новый дом – так этой водой все углы окропила, освятила ею жилище. В Крещение Татьяна Фёдоровна обрызгивает плодовые ягодные кусты в своём саду и палисаднике.
– Всё с верой, молитвой, – уточняет она.
В прорубь окунались семейные пары: поддерживали друг друга, подавали халаты и полотенца.
Валентина и Владимир Кукуль купаются уже лет восемь, первый раз запомнили особенно, это было в Аромашево. Тогда от прихода целый автобус ездил. С песнями, с великой радостью отметили тогда праздник, окунувшись в Вагае. И народу собралось очень много, один за другим окунались в прорубь.
– Мне запомнился папа, который держал на руках трёхлетнего мальчонку. Тельце у него было всё заклеено пластырем, видимо, чирьи. Надо было видеть, как малыш прижимался к отцу, даже не пикнул. А с какой любовью, как бережно держал его отец, вместе они окунались. Я тогда поразилась: какая вера у людей! – рассказывает Валентина.
Не хотелось бы омрачать впечатления от светлого праздника бытовыми деталями, но на следующий день после Крещения в редакцию позвонила жительница посёлка Л.В. Попова. Она поинтересовалась, почему на Льнушке в Крещение не было сделано освещение:
– Мы с внучкой пришли купаться – хоть глаз коли. Даже проруби не видно. Ведь люди не только в светлое время суток идут на реку, очень много народу после работы. Ладно, на машинах кто приезжал, фарами освещали себе дорогу, а мы вот пешком пришли. Неужели нельзя было хотя пару фонарей повесить?
И ещё: на Льнушке в праздник Крещения окунулись сотни голышмановцев и гостей посёлка. Столько здесь побывало народа за два дня, сколько, может быть, за всю зиму не насчитаешь. И все взглядом натыкались на переполненный мусорный контейнер, мусор валялся и рядом, на снегу.
Фото Павла Ложкина