Постоянно находясь в круговороте наших мирских дел, мы тем не менее всё чаще обращаемся к Богу, подспудно понимая, что чище и светлее под его крылом. Кто-то к этому приходит сознательно, а другого обстоятельства прижмут таким образом, что иного выхода, как обратиться к Всевышнему, попросту не находится.
В своей проповеди в день Крещения Господня митрополит Волоколамский и Юрьевский Илларион заметил, что Господь создал воду как стихию жизни, но грех человеческий соделал её источником смерти. В водах Великого потопа погибло ветхое человечество, чтобы дать жизнь человечеству новому.
Перед Пришествием Христа на землю Иоанн Предтеча крестил людей в водах Иорданских. Люди сходили в эти воды ветхими, а выходили обновлёнными покаянием, потому что грех человеческий омывался водой. Но затем Сам Господь Иисус Христос пришёл, чтобы погрузиться в воды Иордана – не для очищения от греха, но для того, чтобы освятить их, преобразить, наполнить жизнью. Иисус пришёл на Землю, чтобы взять на себя грех мира, тяжесть греха и смерти, и водную стихию вновь сделал стихией жизни.
Кто-то называет праздник Крещения Господня Богоявлением, потому что в момент Крещения Иисуса Христа впервые в истории человечества все три Лица Святой Троицы были явлены людям.
В Церковном уставе праздник Крещения Господня называется также Днём света, потому что это не только праздник воды и духа, но и праздник Божественного света, который озаряет внутренние очи человека, просвещает его сердце и преображает всё его естество.
Через приобщение к святой воде верующие получают не только прощение грехов, но и соприкасаются с Богом Живым.
У нас здесь, конечно, не Иордан, но сотни нижнетавдинцев, не смотря на всю экстремальность и 20-градусный мороз, считают ежегодную процедуру омовения в купели вполне нормальным делом.