Прошло уже 65 лет, как закончилась война, не заживают рубцы, оставленные ею в душах и на телах людей. Бывает, иногда подводит память, и сложно вспомнить, что было вчера, но по-прежнему свежи картины тех страшных дней, кровопролитных боёв и верной солдатской дружбы. В условиях, когда человеческая жизнь стоит так мало, и никто не знает, доживёт ли до завтра, особое значение приобретает каждый прожитый миг. Ветеран Великой Отечественной войны Фёдор Николаевич Фатеев знает это не понаслышке.
Он родился в 1926 году в Синьге. Семье с четырьмя детьми жилось нелегко. Мать похоронили ещё в 1936 году. Ребята росли с мачехой. Работать всем приходилось сызмальства. А когда началась война, тотчас же закончилось и детство. Отца забрали на фронт, Фёдор же заменил его, сев за поводья лошади. В колхозе тогда гужевой транспорт был самым распространённым. На упряжках, запряжённых в телеги, возили сено, дрова, зерновой корм. Никакая работа не обходилась без возничего. Трудились не жалея сил, надеясь на скорую победу, но ожидания быстрого завершения войны не оправдались. Один за другим сменялись времена года, а сводки с фронта были по-прежнему тревожными.
В ноябре 1943 года пришла очередь Фёдора отдать долг Родине. Восемнадцатилетие он отметил уже в школе младших командиров, расположенной в городе Куйбышеве Новосибирской области. А ещё через полгода был направлен на фронт. По дороге на запад эшелон с новобранцами подвергся нападению с воздуха. Самолёты бомбили и обстреливали поезд, вели шквальный огонь. Фёдор Николаевич прошёл тогда своё боевое крещение. Судьба хранила его. В вагон, где ехал он с товарищами, не попал ни один снаряд. Когда поезд пришёл в Белоруссию к месту назначения, пополнение высадили в лесу. По прибытии в пятнадцатую пехотную дивизию, выяснилось, что путь молодых людей лежит ещё дальше. Пункт назначения – вторая танковая дивизия – находился в восьмидесяти шести километрах оттуда. Тоже в лесополосе. Добирались пешком. Шли под тяжестью вооружения в полной амуниции трое суток. Добрались до части глубокой ночью. Тут же новобранцев отвели в штаб, а утром их уже распределили по боевым машинам. Экипаж танка состоял из десяти человек вместе с десантом. В течение трёх дней молодых солдат учили практическому управлению техникой, ведению огня, прохождению полосы препятствий и тому, как действовать в той или иной сложной ситуации, стратегии боя.
– Когда наш танк подъезжал к траншее противника, десант должен был покинуть броню и вступить с врагом в рукопашную схватку, – рассказывает ветеран.
С боями вторая танковая дивизия пересекла границу Советского Союза. Освобождая населённые пункты, форсировали реку Бук. Польский город Люблин встретил недружелюбно. Он был занят фашистами. Перекрёстный огонь вёлся отовсюду. Каждый дом таил в себе смертельную опасность. Бои были ожесточёнными. После освобождения путь лежал дальше. С целью получения разведданных, на трёх танках, в числе экипажей которых был наш герой, направились в город Демблин, где перед бойцами встала сложная тактическая задача. На железнодорожном вокзале формировались эшелоны для отправки немецких солдат на родину. Сопровождали их военные самолёты. Начав стрелять по вагонам, танкисты обнаружили бы себя. Было решено замаскировать танки в лесу и пешим ходом пойти в город. Когда до цели оставалось около тридцати метров, начался обстрел. Огонь вёлся из окон домов, с чердаков и деревьев. В этой схватке Фёдор Николаевич был ранен. Одной разрывной пулей прошило обе ноги.
Потом была долгая дорога в госпиталь. Возле раненых неустанно хлопотали медики. Перевязывая, обрабатывая раны, накладывая швы на ходу. И только на месте, в госпитале Белорусского города Белоречицы, бойцы смогли вздохнуть свободно. Через три месяца лечения Фёдор Николаевич был направлен в Брестскую область в запасной полк на курсы миномётчиков. Затем бойца направили в миномётный полк, в роту связи. В памяти остались форсирование Вислы, Одера, освобождение Франкфурта-на-Одере, Ландсберга, находящегося в 90 километрах от Берлина и самой столицы Германии. На улицах города установили миномёты, протянули кабель связи.
Послевоенное время – это время самоотверженного труда. Несмотря на увечья, полученные в боях Великой Отечественной войны, Фёдор Николаевич вернулся в родной колхоз «им. Чапаева». Отучился на механизатора. Пять лет он в составе тракторной бригады пахал, боронил поля, убирал урожай. Но последствия ранений всё чаще давали о себе знать. С трактора пришлось уйти. Впоследствии работал бригадиром, заведовал фермой, трудился кладовщиком.
В 1962 году в Зоново переехала его будущая жена Антонида Степановна. Познакомились, понравились друг другу и стали жить вместе. Супруга тоже повидала много горя за свою жизнь. Работать пришлось с малых лет. Была и дояркой, и телятницей, и разнорабочей в колхозе, и трудилась на лесозаготовках. На войне потеряла брата. Отец, вернувшись из трудармии, умер дома на руках у родных. Испытала Антонида Степановна ужасы голода и холода.
Сегодня, когда здоровье уже не то, и лучшие годы ушли в прошлое, супруги Фатеевы живут заботой друг о друге и любовью к своим самым родным людям: дочери, зятю и двум внучатам, которые не забывают дедушку и бабушку.
Е. Усольцева