Медиакарта
16:57 | 23 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Сэкономить и не навредить

Сэкономить и не навредить
15:11 | 27 января 2012
Источник: Наша жизнь

Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» действует шесть лет. О практике применения этого закона мы ведём разговор с Николаем Николаевичем ЯРКОВЫМ, начальником отдела экономики и прогнозирования администрации района.

Прошедший год был первым годом проведения электронных торгов в рамках реализации указанного закона. Каковы итоги работы в этом направлении?

– С 1 января 2011 года заказчики субъектов РФ и муниципальные заказчики обязаны размещать заказы на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг исключительно путём проведения открытых аукционов в электронной форме. Открытые аукционы в электронной форме проводятся на пяти электронных торговых площадках, отобранных Правительством РФ. Кроме того, все заказчики с 1 января 2011 года информацию о своих заказах размещают на общероссийском официальном сайте www.zakupki.gov.ru.

Проведение открытых аукционов в электронной форме исключает возможность сговора участников, требование «откатов» недобросовестными участниками, так как аукционы проводятся через Интернет, участники находятся на своих рабочих местах или дома, не видя друг друга и не зная своих конкурентов. Заказчикам также неизвестно, кто участвует в аукционе, они не имеют возможности сообщить «своим» подрядчикам о наличии конкурентов, не могут влиять на результаты проведения аукциона, допуск заявок на аукцион, так как аукцион проводится оператором электронной торговой площадки, а заявки поступают заказчикам в обезличенной форме (под номерами).

В 2011 году администрацией Казанского муниципального района было проведено 187 открытых аукционов в электронной форме. При этом сумма полученной экономии составила 21,8 млн. рублей. Часть этих средств вернулась в областной бюджет, другая часть была направлена на неотложные нужды района.

Одна из целей Федерального закона № 94 – эффективность расходования бюджетных средств. Каким образом формируется начальная цена заказа? Всегда ли экономию средств, полученную в результате торгов, можно рассматривать как положительный пример эффективного расходования бюджетных денег?

– 21 апреля 2011 года Федеральным законом №79-ФЗ было внесено ещё одно значимое изменение в закон № 94-ФЗ. Статья 19.1 определяет порядок формирования начальной (максимальной) цены контракта. Согласно данной статье, в конкурсной, аукционной или котировочной документации должно быть указано обоснование начальной цены контракта, содержащее информацию или расчёты и используемые источники информации о ценах товаров, работ, услуг. Теперь начальная цена лота должна подтверждаться документально. Чтобы экономия средств, полученная в результате торгов, всегда являлась положительным примером эффективного расходования бюджетных денег, необходимо грамотно разрабатывать техническое задание для проведения торгов, прописывая все детали. Любой участник размещения заказа, выигравший торги за счёт значительного снижения цены контракта, будет стараться компенсировать свои потери путём применения менее качественных материалов, использования неквалифицированной рабочей силы, уменьшения объёмов работ. Чтобы не допустить снижения качества выполняемых работ, необходимо при размещении заказа подробно прописывать в техническом задании качество материала, контролировать процесс выполнения работ, тщательно проверять качество при приёмке работ.

Как электронные торги повлияли на количество участников? Уменьшилось или увеличилось число желающих поучаствовать в торгах и почему? Все ли подрядчики оказались добросовестными? И какие санкции предъявлены к тем, кто не выполнил договорные обязательства или выполнил их ненадлежаще?

– С внедрением электронных торгов количество участников уменьшилось на 11 процентов. Это произошло в связи с уходом с аукционов недобросовестных участников, которые раньше были только ради получения «откатов», а также в связи с увеличением в 2011 году объёмов финансирования. Не у всех подрядчиков получалось в срок выполнять свои обязательства по заключенным контрактам в силу разных причин. И если подрядчик не может документально подтвердить, что увеличение сроков выполнения работ произошло по независящим от него причинам, ему начисляется неустойка в размере, указанном в контракте. В 2011 году были выставлены претензии 13 подрядчикам, в результате чего бюджет получил более 20 тысяч рублей. В 2012 году данная работа будет продолжена. В случае, если подрядчик не приступает к выполнению своих обязательств по контракту, срывая сроки выполнения работ, у заказчика есть право обратиться в суд и в судебном порядке расторгнуть контракт. В таком случае помимо взыскания пеней и штрафов подрядчик ещё будет включён в реестр недобросовестных поставщиков и в течение двух лет не сможет участвовать в торгах.

В настоящее время идёт обсуждение возможного изменения законодательства в сфере госзакупок. Вы как практик в этом направлении какие предложения считаете наиболее актуальными и необходимыми для принятия на законодательном уровне?

– В Федеральный закон №94-ФЗ ежегодно вносятся изменения, но он до сих пор остаётся несовершенным. Например, государственные и муниципальные заказчики вынуждены проводить открытые конкурсы на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, независимо от суммы контракта.

Мало того что от объявления конкурса до заключения контракта проходит более 40 дней, ещё и при сумме контракта в 4-6 тысяч рублей страховые компании просто отказываются готовить пакет документов и выставляться на такие конкурсы. Кроме того, в законе имеется ограничение на покупку одноимённых товаров в течение квартала без проведения торгов. Это ограничение – 100 тысяч рублей. Если существует необходимость приобретения товара этой же группы, а квартал ещё не закончился, заказчики вынуждены проводить торги на небольшие суммы. В результате желающих поучаствовать в таких торгах не появляется. При этом теряется время и нет никакой оперативности в решении проблем. Будем надеяться, что при внесении новых изменений в закон эти позиции будут изменены.

Автор: Наталья ЯРКОВА