премьера
Знаменитые зонги композитора Курта Вайля, перепетые Стингом, Фрэнком Синатрой, Робби Уильямсом, Эллой Фицджеральд, минимум декораций (лестница, упирающаяся в потолок, а может, и в небо; два «воздушных», из прута сварганенных манекена с отличительными признаками «м» и «ж»; помост, связавший сцену и зрительный зал, – видать, так лучше до публики докричаться), яркий актерский состав во главе с «самим Окуневым», одетый как на ярмарку (вещички из тех, что «памятны, а выбросить жалко», припрашивали у поклонников через сайт театра) – все это «Трехгрошовая опера» – новая работа «Ангажемента». Когда режиссеры, в данном случае Михаил Заец, обращаются к Бертольду Брехту, что-то в народном житье-бытье не так, что-то сломалось, что-то оторвалось…
Лучше всего об этом скажет пьеса социальной остроты и злости: вроде игриво, с песнями, плясками, маскарадными костюмами, но между строк – боль, еще раз боль, снова боль.
…Лондонский квартал Сохо. Полицейские, коммерсанты, бандиты, проститутки. Гулящие гуляют, просящие просят, нищие нищенствуют. Процветает заведение короля попрошаек и бродяг Джонатана Пичема (Окунев в ядовито-желтом плаще, бабушкином берете, с книгой Библии на ремешке, словно сумочкой). Хочешь пристроиться на Бейкер-Стрит, чтоб милостыньку вымаливать, плати взнос, получай спецэкипировку, а с ней порядковый номер. У кого есть «лицензия» от папаши Пичема, к тому нет вопросов. Это целое государство по «выбиванию денег и слез, сострадания и любви». Пройдя по помосту к первому ряду, папаша демонстрирует мастерство новичку Филчу (Илья Матусевич): снял бабушкин «волосатый» берет, протянул с ним руку… Зал в недоумении: то ли кинуть, то ли обождать…
Вон «жертва военного произвола». Там «жертва промышленного подъ-ема». Тут парочка с плакатом «мы не местные». С какого это города списано? Только ли с Лондона?.. По другую сторону от друга нищих Джона – «дальновидный грабитель, прекрасный взломщик» Макхит по прозвищу Мэкки-Нож (Денис Юдин в белоснежном костюме-тройке и с эффектной тросточкой, превраща-ющейся в холодное оружие). Предводитель банды, но такой романтичный… В лучших традициях джигитов увел из-под носа Пичема единственную дочь Полли (Надя Емельянова), влюбил в себя, а там и до свадебки недалеко. В конюшне. На ворованном ковре с ворованным вином.
Папаша разъярен. Семейный бизнес трещит по швам.
Кто продолжит строить рядами попрошаек, если не Полли – толковая на этот счет девчонка?.. Конфликт Пичема и Мэкки, как сеть, тянет за собой Пантеру Брауна, сослуживца Макхита в прошлом, а ныне – запутавшегося во взятках и долгах шефа полиции (Роман Зорин), дочь Брауна Люси (очаровашка Катя Захарова), «мамашу» местных уличных девок Дженни-Малину (харизматичная Светлана Соловьева). «Трехгрошовая опера» «поет» о том, что за деньги продается и любовь, и дружба. Неуловимый некогда Мэкки-Нож схвачен, и в Скотланд-Ярде дельце сразу завелось, над декорационной лестницей висит, часа дожидается петля на шею… Но королева дарует ему жизнь и дворянский титул. Чем займется Макхит? Возможно, банковским делом. Одна нога еще в разбоях, вторая – в «честном бизнесе». И это тоже что-то напоминает…
После почти трех часов спектакля зрительный зал приветствовал актеров стоя. Спасибо за невероятные костюмы. Спасибо за искру Денису Юдину, Кате Захаровой, Андрею Захаренко в роли уличного певца-рассказчика, сопроводителя спектакля, Ринату Гарифуллину в роли Роберта из банды Макхита. Спасибо за память к «отцу эпического теат-ра», немецкому классику Брехту. И за социальную остроту и злость. Стоишь в привычной пробке у мебельного «Магната», где между рядами машин – попрошайка на инвалидной коляске, и прикидываешь: какому такому господину Пичему он к ночи сдает дневную выручку, а какому господину Брауну тот отстегивает за крышевание.
Говорят, Немирович-Данченко просил журналистов не спешить с выводами до седьмого-восьмого спектакля. Посмотрю и на восьмой раз. Возможно, тогда кое-какие шероховатости уйдут (постановка ведь еще «не обносилась», не приняла форму, как новые джинсы), и добавятся моменты, за которые вновь и многожды захочется сказать «спасибо».
Фото Александра ФЕДОТОВА
Автор статьи: Ирина НИКИТИНА
Рубрика: Культура