• Чтобы выходить потомство, бурёнкам нужно много корма.
Крещенские морозы «облюбовали» наши края и, по всем признакам, отступать не спешат. Когда после полудня солнце обогревает землю и температура воздуха повышается до минус 18-20 градусов, сибиряки считают погоду комфортной.
Вот и на мини-ферме Юрия Краснова, что в деревне Смородиновке, установившаяся стужа смятения не внесла, производственный процесс проходит по обычному распорядку. Когда мы с главным специалистом по животноводству администрации района Юрием Палагиным во второй половине дня прибыли в хозяйство, фермер на своём тракторе МТЗ-82 завозил в помещение сенные рулоны. Поздоровавшись с нами, Юрий со своим помощником Виктором Александровичем присели на перекур.
– В хозяйстве на сегодня 32 бурёнки, из них 7 нетелей, – пустив клуб дыма, заговорил хозяин. – Нетелей вырастили своих, часть из них – потомство от коров чистомолочной голштино-фризской породы (чёрно-пёстрый скот из США и Канады, широко используемый при совершенствовании отечественных молочных пород скота – авт.), которых мы закупили в специализированном хозяйстве «Таволжан». Зачастую случается так, что лучшие к молоку, наиболее продуктивные, с отменным аппетитом коровы бывают с вредным норовом: либо неспокойны при доении, либо копытом бьют, что лошадь... Вот и мучаешься с ней, а выбраковать жаль – только что вырастил её, труд и средства потратил, да и молока много даёт.
Специалист из райцентра интересовался, как на ферме ведётся племенная, осеменаторская работа, кто этим занимается, рационом кормления животных. По всем вопросам давал свои рекомендации, советы.
Фермер поделился, что пока потомство принесли две коровы, период основных отёлов ещё впереди. Сочный корм в Смородиновке не заготавливают, все надежды на питательное сено, зернофураж.
– Вот сено, – указал хозяин на початый тюк на цвет зелёного, пахучего корма, – заготовленное в урочище бывшей деревни Тавинка. Видно, что оно качественное, но животные поедают его неохотно, много остаётся. Другое дело – клеверное сено, хотя и прессованное не в самую лучшую пору, а уходит всё, без остатка.
– Конечно, высокобелковый клевер, да ещё скошенный ранним летом, с травой с естественных угодий сравнить нельзя, – заметил Ю.Ф. Палагин. – Тут разница большая. А сколько животные к этому получают комбикорма или дроблёнки?
– По два килограмма утром и вечером, – услышал ответ.
На день нашего визита на мини-ферме молоко получали от семи коров, остальные были пока в запуске. Ежедневный валовой надой составлял один центнер. Со временем количество молочниц будет увеличиваться, этого хозяева ждали с нетерпением. В том у них прямой материальный интерес: как пояснил Юрий Фёдорович, на сегодня фермеры продают каждый литр молока с учётом дотаций правительства области, в среднем по 15-16 рублей. Такая цена очень заинтересовывает товаропроизводителей. Дотационные суммы напрямую зачисляются в счёт погашения долговых обязательств фермеров, существующих ещё со времени строительства типового помещения. Но и хозяевам от выручки средств на самое необходимое остаётся. Правда, дотации учредили только с осени 2011-го года и лишь на зимний период, когда молока мизер. В летний день Красновы от своего молочного стада поставляют переработчикам до пяти и более центнеров продукции и мечтают о сегодняшних дотациях.
– Основные статьи наших расходов – это приобретение зернофуража, ГСМ, плата за электроэнергию, – рассказал далее Ю.А. Краснов. – Фуражное зерно в принципе можно производить самому: вокруг земли – «море», – распахивай и высевай, но нужно приобретать весь сельскохозяйственный инвентарь, а это дорого. Я решил, что рентабельнее (особенно в урожайный год) его приобретать.
Что касается расходов на электроэнергию, …
.....
Полный текст статьи читайте на страницах газеты "Слава труду"