Ламенская школа встретила нас необычной тишиной, хотя день близился к обеду. На какое-то мгновение даже показалось, что зимние каникулы тут ещё продолжаются. Заглянули в один из классов. Тринадцать пар любопытных детских глаз внимательно следили за рассказом своего учителя – Надежды Григорьевны Горелко.
– В этом учебном году у нас всего четыре первоклассника, поэтому они занимаются в одном кабинете с учащимися третьего класса, – сказала Татьяна Михайловна Иванова, завуч школы. – Сложно, конечно же, преподавателю при совмещении уроков, приходится постоянно подбирать схожие темы. Но Надежда Григорьевна Горелко прекрасно справляется с этой задачей.
Помимо основных занятий, Надежда Григорьевна ведёт у первоклассников кружки «Подвижные игры» и «Я – юный исследователь», а также руководит общественно-полезной деятельностью.
Всего десять часов внеурочной деятельности запланировано на неделе для самых маленьких учеников Ламенской школы. Это предусмотрено федеральными государственными общеобразовательными стандартами для первоклассников, введёнными в школах с начала учебного года. Переход к подобному новшеству рекомендовалось осуществлять постепенно. В Ламенке же решили поступить иначе, и с первого дня учёбы первоклассники стали заниматься согласно учебному плану.
– Мы подумали, так будет лучше для детей, – рассказала Надежда Григорьевна Горелко. – У нас ведь в сельской местности им практически больше некуда пойти. Поначалу боялись, что дети будут сильно уставать. Результат же оказался абсолютно противоположным — к концу занятий они по-прежнему полны сил и энергии. Многие не хотят уходить. Им всё интересно.
Дополнительные занятия для первоклассников в Ламенской школе начинаются после основных уроков. Предшествует им динамический час, который, как правило, проходит в виде активного отдыха на свежем воздухе. Ребята проводят время с пользой для здоровья.
В организации внеурочной деятельности для малышей задействованы ещё шесть школьных преподавателей-предметников. Со всеми учителями нынешние первоклашки познакомились на летней площадке, специально организованной для подготовки и лучшей адаптации ребят к школе. Прежде, чем взять себе новый класс, Надежда Григорьевна в течение года посещала занятия в выпускной группе детского сада и прошла специальные курсы обучения начальных классов по новым общеобразовательным стандартам второго поколения.
– Мы тоже поначалу опасались нововведений, – сказала Надежда Григорьевна. – Кто-то считает, что этими реформами школьникам просто «затуманивают» головы. На самом же деле дополнительные занятия помогают детям раскрыть творческие способности. Здесь учащиеся совершают собственные открытия при помощи всевозможных опытов, например, на кружке «Я – юный исследователь» они уже узнали, что происходит с цветком, помещённым в тёмную комнату. Ребятишки научились определять твёрдость и мягкость звуков. Часто мне приходится просматривать различную литературу в Интернете при планировании уроков, там же обмениваюсь опытом с коллегами из других школ.
Правильно и занимательно организовать уроки педагогам помогает современное оснащение школы – мультимедийное оборудование, наличие компьютера в каждом классе.
Дети ведут себя более раскованно, умеют работать в группах, успешны в учёбе.
При новых образовательных стандартах ставится задача: научить детей самостоятельно добывать новые знания, ориентироваться в потоке безграничной информации. Как в известной притче: не нужно давать пойманную рыбу, надо научить ловить её. Детям предстоит научиться не только добывать знания, но и применять их в жизни.
Фото Павла Ложкина
На снимке: Н.Г. Горелко во время урока