Староверы в России - одно из названий сторонников старообрядчества.
Именно так будут называть людей, которые с 1652 года не примут новые
церковные реформы.
Всё началось с жёстких действий Святейшего Патриарха Московского и Всея
Руси Никона (1605-1681). Патриарх Никон с 1652 года настаивал на
исправлении церковных книг, обрядов по южнославянским образцам,
унаследованным от Византии.
В противовес ему выступил протопоп Аввакум (1620-1682), глава
старообрядчества и идеолог раскола в русской православной церкви. С 1652
года Аввакум повёл непримиримую войну с официальной церковью. В своих
проповедях ревнитель старых устоев и обрядов призывал верующих не
признавать новые реформы, которые насильно насаждал Патриарх Никон с
помощью царя Алексея Михайловича.
Общины староверов находились во многих сёлах и деревнях Тобольской
губернии. Особенно много их жило в западной части Ялуторовского уезда.
Ныне это частично Исетский район, а остальная часть - Курганская
область. Много староверов в XIV веке проживало в деревне Кулаковой
Тюменского уезда, на родине купца Н.М.Чукмалдина.
После 1906 года староверам - раскольникам разрешили строить свои храмы и
иметь кладбища. Но идеологическая борьба с раскольниками продолжалась.
Даже подушную подать, которую староверы платили в два раза больше
обычного православного человека, правительство не отменило. Оттого в
обиходе староверов называли "двоеданами", так как платили они две дани.
Одна такая община была в деревне Космакова Тюменского уезда, что 8
верстах северо-западнее Зырянки. Эта деревня застраивалась на двух
противоположных берегах реки Кармак. Космакова раньше находилась в
глухомани, поэтому там в 1720 году и стали оседать староверы. Деревня
одним концом упиралась в хвойный лес, который с великим усердием
оберегали от вырубки раскольники. Первые переселенцы - Космаковы,
Романовы, Коровины и Милютины - видимо, не случайно выбрали это место
под будущую вотчину для себя. Например, корни рода Милютиных - из
Вятской губернии. Сибирский простор манил переселенцев из Центральной
России не только свободной землёй: многие бежали от религиозных
преследований, и этот факт ныне всеми признан.
По данным статистики МВД России за 1893 год, в д. Космакова Каменской
волости находилось 32 двора. Проживало 62 человека мужского и 67
женского пола.
В деревне в 1895 году была построена школа грамоты, но в ней учились не
все дети. Староверы своих детей туда не пускали. Вообще, раскольники
вели замкнутый образ жизни. Если общались, то только со своими. Деревня
делилась незримо на два мирных лагеря. Часовни православной в деревне не
было. К праздникам справлять церковные требы жители ходили всегда в
соседнюю Зырянку, где имелась часовня. Многие посещали храм во имя
Успения Богородицы в Успенке, который был построен в 1878 году (до
революции 1917 года село именовалось Кармакское).
Космаковские староверы построили себе молельный храм, он находился на
окраине деревни. Без креста на крыше, здание было похоже на самый
обыкновенный крестьянский дом. Здесь община справляла свои религиозные
обряды по старому образцу. Кто у них был за старшего и к какому течению
принадлежали староверы, неизвестно. Ведь в России существовало деление
староверов: поповцы, беспоповцы и беглопоповцы.
Староверы д.Космаковой службу в своей молельной избе-храме проводили по
старым богослужебным книгам, крестились двумя пальцами, а не тремя, как
велели последователи реформ Никона. Двигались вокруг аналоя против
солнца, а не по солнцу...
Пока большевики грабили православные святыни Тюмени, староверы деревень
и сёл успевали прятать иконы и другую богослужебную утварь, привезённую
в Сибирь из центральных округов России. Это был большой риск. В случае
обыска за это полагалась тюрьма на долгие годы.
В 1989 г. бывшая жительница д.Космакова Екатерина Васильевна Коровина
вспоминала: "Когда мне было 16 лет, я зашла в избу к своему деду, ему
тогда шёл 70-й год. Он сидел и завёртывал в специальные тряпочки
драгоценности: золотые и серебряные кресты, подсвечники, иконы в окладах
из золота и серебра. Здесь же в деревянных ящиках были аккуратно сложены
церковные книги и разная церковная утварь. Увидев меня, дед сказал:
"Катя, ты ничего не видела, никогда и ничего никому не говори, иначе
тебя покарает Бог".
Дед-старовер спрятал тогда золото в окрестностях деревни. Екатерина
Васильевна долгие годы хранила тайну староверов-раскольников. И только
перед смертью рассказала обо всём своему сыну Александру Коровину,
который умер в 1998 году. Золото же староверов вот уже 90 лет
по-прежнему где-то зарыто.
В 1970 году Космакова исчезла с лица земли. А в 1971 году Патриарх
Московский и Всея Руси Пимен (1910-1990) снял с раскольников проклятие
от 1656 года, наложенное бывшим Патриархом Никоном. Так осуществилась
долгожданная реабилитация в России людей, которые на свой страх и риск
решили проявить свободу вероисповедания...
Владимир КАЛИНИНСКИЙ,
краевед-исследователь.
с.Борки.