Медиакарта
8:19 | 26 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Нашлась морская граница

Нашлась морская граница
11:04 | 06 мая 2010
Источник:

Лидеры России и Норвегии держали находку в строжайшей конспирации

Сергей ШИЛЬНИКОВ

Евгений КРАН (рис.)

На прошедшей неделе в ходе визита Дмитрия Медведева в Норвегию было объявлено о решении вопроса, который не удавалось урегулировать с 1970 года, – о разграничении континентального шельфа размером 175 тысяч квадратных километров в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане.

– Россия и Норвегия вышли на окончательные договоренности по демаркации границы в Баренцевом море. 175 тысяч квадратных километров спорной территории будут разделены на две равные по значимости части, – объявил норвежский премьер-министр Йенс Столтенберг на пресс-конференции после переговоров с Дмитрием Медведевым.

Сказать, что это сенсация, значит, в очень слабой степени отразить суть происшедшего. Переговоры по демаркации границы шли уже 40 лет, начиная с 1970 года, и казалось, что будут идти ещё столько же. Во всяком случае, члены российской делегации говорили, что спорные моменты остаются, и никаких конкретных договоренностей достигнуто не будет. Норвежские СМИ, по всей видимости, были такого же мнения.

Теперь и те, и другие называют визит историческим.

Три пушечных выстрела у стен Королевского дворца в Осло возвестили о начале двухдневного государственного визита российского президента Дмитрия Медведева. Церемония встречи, сообщает «Время новостей», была по-северному сдержанной. Даже российский гимн в исполнении норвежского военного оркестра звучал без привычных имперских ноток.

На площади перед дворцом российского президента с супругой ждал король Норвегии Харальд V с женой королевой Соней и принцессой Метте-Марит. Король и встречавший российского лидера в аэропорту принц Хокон Магнус были в военной форме. Королева оделась по-весеннему ярко – в оранжевое пальто и синюю шляпку. Принцесса была в жемчужно-сером летнем пальто и шляпке в тон. Светлана Медведева, приехавшая на церемонию встречи в классическом костюме, была одета в той же светло-серой гамме.

Когда речь идет о государственных визитах, без живописания мелочей, особенно цвета одежд и шляпок, не обойтись. Такова традиция.

Справа от входа во дворец размахивала норвежскими флажками группа школьников. Слева стояла российская диаспора. Своих соотечественников президент Медведев мог узнать не только по российским флажкам в руках, но и по дородной даме в сарафане и кокошнике, расположившейся в первом ряду. Радостные крики «Россия, Россия!», раздавшиеся при появлении Дмитрия Медведева, почти заглушили оркестр.

Общее ликование нарушалось небольшой группой протеста, расположившейся за оградой. Впрочем, на развернутом плакате не было обвинений в нарушении свободы СМИ или ещё чем-то неприятном для российской верховной власти: «Господин президент! Поверните мурманского губернатора лицом к экологическим проблемам», – гласил транспарант. Мурманский губернатор Дмитрий Дмитриенко действительно входил в состав российской делегации, но на торжественной церемонии не присутствовал. Надо полагать, позже у него была возможность увидеть воззвание и скорректировать свою позицию относительно экологических проблем. Естественно, государственный визит российского президента в преддверии празднования 65-летия Победы не мог пройти без посещения памятных монументов. Дмитрий Медведев возложил венки к Национальному монументу Норвегии и к Мемориалу советским воинам, погибшим в Норвегии.

С теми, кто дожил до этих дней, президент встретился лично. «В тот период, когда мы вместе боролись с фашизмом, всё было просто. Был общий враг, и его нужно было победить», – говорил Медведев во время церемонии награждения ветеранов юбилейными медалями в честь 65-летия Победы. По прошествии лет всё стало намного сложнее. «Сейчас, как никогда, ощущается необходимость донести правду о той войне. Чтобы не было попыток переписать историю в угоду амбициям тех или иных политиков».

Официальную повестку первого дня визита в Норвегию российский президент завершил посещением форума деловых кругов. Экономические связи между двумя странами нельзя назвать очень плотными. Общий объем накопленных инвестиций норвежских компаний составляет порядка 2-х миллиардов долларов, а доля Норвегии в российском товарообороте – менее полпроцента, просвещает «Коммерсант».

Первым делом на встрече с бизнесменами Дмитрий Медведев объявил, что «российско-норвежские переговоры будут проходить как раз на базе того, что обсуждается на форуме», а задача российского правительства заключается в том, «чтобы все проблемы для бизнеса были минимизированы».

Напомнив цифры по товарообороту между Россией и Норвегией, который с 2004 года вырос в два раза (до 2,5 миллиарда долларов), Медведев посетовал, что он, тем не менее, составляет всего 0,4 процента от общего товарооборота России с другими странами. Норвежским компаниям, которые уже вложили в российскую экономику 2 миллиарда долларов, он предложил осваивать новые сферы сотрудничества, например, сферу связи и коммуникаций, судостроения и полиграфии.

Норвежский премьер Йенс Столтенберг напомнил о трудностях, с которыми столкнулась компания Telenor, акционер «Вымпелкома», пытавшаяся завоевать позиции на российском телекоммуникационном рынке. Но не стал развивать эту тему: «Мы все знаем, без риска не бывает успешных инвестиций. Россия относится к числу быстрорастущих энергичных экономик», – подбодрил норвежский премьер будущих инвесторов. По словам Дмитрия Медведева, с инвестициями в области энергетики, которые, конечно же, не менее рискованны, чем инвестиции в сфере связи, «у России и Норвегии всё будет хорошо», сообщает «Российская газета».

Выразив удовлетворение тем, что норвежская компания Statoil участвует в проекте по разработке Штокмановского газоконденсатного месторождения, Дмитрий Медведев пригласил норвежских инвесторов поучаствовать и в другом российском газовом месторождении – Приразломном.

Медведев напомнил норвежским бизнесменам, что «Россия – это большая экономика, и в этом есть и плюсы, и минусы». «Россия – страна с быстрорастущей экономикой, а бизнес всегда идет туда, где всё быстро развивается».

Норвежский премьер Йенс Столтенберг с таким подходом согласился, подтвердив, что «Россия закрепила свою репутацию». А в заключение даже заявил, что Норвегия поддерживает вступление России в ВТО.

Словом, первый день визита Дмитрия Медведева в Норвегию, который во всех подробностях описывает наша пресса, был насыщенным, но прорыва по главному вопросу – о демаркации границы – не сулил.

На следующий день в 12.00 по московскому времени Дмитрий Медведев провел переговоры с премьер-министром Норвегии Йенсом Столтенбергом. А уже в 13.30 на совместной пресс-конференции было объявлено о достижении договоренностей по разграничению акватории Баренцева моря. Сенсационное заявление сделал Йенс Столтенберг, выступавший первым. Сначала, правда, он, как ни в чем не бывало, перечислил другие назначенные к подписанию семь соглашений. В том числе о 30-километровой безвизовой зоне для жителей района на границе России и Норвегии, об активизации сотрудничества в энергетике и рыболовстве. Премьер доложил даже о достигнутых договоренностях по снижению выбросов никелевых производств в городе Печенге, сообщают «Известия».

Журналисты уже приготовились задавать вопросы о перспективах переговоров по разграничению шельфа. Но тут господин Столтенберг выдохнул: «Наша встреча, которая только что закончилась, привела к согласию между нашими двумя странами о проведении линии границы в Баренцевом море и в Северном Ледовитом океане. Это историческая дата, когда разрешена очень важная историческая проблема... Существует согласие обо всех элементах комплексного решения. Это решение говорит о проведении линии границы и также о разработке нефтяных месторождений и сферы рыболовства. Это решение является результатом обширной комплексной работы, которая принимает во внимание как права человека, так и права арктических государств».

Дмитрий Медведев, казалось, был расстроен, что не ему выпало сообщить о сенсации. Дополняя норвежского премьера, он лишь напомнил, что на разграничение было потрачено много времени (переговоры велись с 1970 года) и что «это осложняло отношения с Норвегией».

Норвежские журналисты тут же поинтересовались, что заставило российского президента решить, наконец, вопрос. «Надо с соседями просто жить в дружбе и сотрудничестве, – пояснил Медведев. – Когда нет окончательного решения вопроса, это всегда напрягает, даже притом что у нас и до этого были хорошие отношения с Норвегией и партнерские отношения, но надо все-таки трудные вопросы обязательно закрывать». «Состояние юридической определенности лучше, чем юридической неопределенности», – заявил Медведев.

Российский президент также объявил: «Когда окончательное размежевание произойдет, может так статься, что эксплуатации тех или иных месторождений потребуется совместное участие. Думаю, что самым лучшим вариантом было бы создание joint venture, которое бы занималось эксплуатацией соответствующих месторождений».

Оправившиеся от шока норвежские журналисты спросили у Дмитрия Медведева, как же удалось сохранить в тайне готовящиеся решение. «У нас в России традиции конспирации очень глубокие, вы знаете. Мы это умеем делать», – отшутился Медведев. «У нас тоже есть свои традиции», – поддержал Столтенберг.