Медиакарта
22:32 | 26 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Собираем роботов

Собираем роботов
10:07 | 08 февраля 2012
Источник: Трудовое знамя

В 2011-2012 учебном году в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов в школах введена робототехника. Основана она на легоконструировании, которое знакомо детям ещё с дошкольного возраста. В Александровской школе начали активно осваивать роботов.

– Это очень интересно, познавательно. Развиваются память, внимание, логическое мышление. Действия с деталями способствуют развитию мелкой моторики рук, – поясняет учитель трудового обучения и черчения В.А.Диев.

Виктор Александрович занимается с ребятами шестого, седьмого и восьмого классов на кружке под названием «Робототехника». Три-четыре раза в неделю по два часа мальчишки и девчонки «колдуют» над замысловатыми деталями.

– Это очень захватывает, увлекает. Мне нравится посещать такой кружок. У нас развивается фантазия, творчество. Мы просто не замечаем, как пролетает время, – делится мнением учащийся Александровской средней школы Д.Часов.

…Давайте немного приоткроем историческую завесу. Первым пытался сконструировать примитивного робота ещё несравненный Леонардо да Винчи. В прошлом веке были найдены его чертежи, по которым он захотел (а, может быть, и собрал!) механического рыцаря. Такой робот умел двигать ногами. Мог ли знать великий мастер, что через много лет в обыкновенной сельской школе подростки легко станут собирать разных роботов из деталей, программировать их, давать им задания? Наверное, нет. Но, думаю, наверняка восхитился бы такими новинками в образовании.

– Прежде чем начать работать с детьми, разобрался сам во всех тонкостях робототехники. Учителя проходили специальные курсы, присутствовали на видеоконференции, где говорилось именно о правилах работы с роботами. Сложно, заставляет думать, рассуждать, делать выводы. Но – интересно! – говорит В.А.Диев. Итак, перед нами коробка с деталями. Попытаемся просто, доступно рассказать вам, дорогие читатели, как происходит процесс работы. Во-первых, каждый ребёнок, кто взял в руки шурупчики, колёса, детальки, сам фантазирует и создаёт свою модель, не похожую на другие. Во-вторых, есть определённые ограничения в размерах. Робот в длину и в ширину должен быть не более 25 см, то есть по правилам необходимо, чтобы он смог уместиться в такой своеобразный квадрат 25 на 25. Это в состоянии бездействия модели. Если же робот начинает выполнять какие-то действия, то его составные части могут подниматься, поворачиваться в сторону, тогда и общий размер робота может быть больше установленных стандартов.

– Я даю детям задание. Например: сделать такую модель, чтобы робот мог подняться по трём ступеням на препятствие определённой высоты, развернуться и вновь спуститься. Ребятишки приступают к работе. Собирают робота, на компьютере составляют специальную программу, с помощью которой их «металлический друг» будет выполнять команду. В данном алгоритме дети указывают скорость, с которой будет двигаться их «техника», секунды, в течение которых модель выполнит задачу, радиус разворота и многое другое. Затем составленную программу через устройство USB они «забивают» в датчик (своеобразный мини-компьютер), которым снабжена каждая модель. И всё. Вместе смотрим, как получилось решить поставленную задачу. Анализируем ошибки, советуемся, подсказываем друг другу, – объясняет суть Виктор Александрович.

…Давным-давно тот же Леонардо да Винчи сделал для короля Франциска I механического льва, который мог пройти несколько шагов, остановиться, открыть в боку дверцу, откуда сыпались прекрасные лилии. Александровские ребята механических львов не делают. Их роботы похожи на какие-то диковинные машины, сравнимые с военной техникой, где-то даже с танками.

– Чтобы заставить свою модель выполнять задание, необходимо правильно подготовить программу. Какие знания нужны для этого? Здесь прослеживается межпредметная связь информатики, физики, математики. Дети становятся настоящими программистами, всё высчитывают, продумывают. Их это настолько увлекает, что с каждым занятием подростки хотят выполнять задания сложнее и сложнее, – говорит В.А.Диев.

Осенью в Сладковской средней школе уже проводилась настоящая «битва» роботов. Учащиеся со всего района показывали свои модели, соревновались, чей робот сможет быстрее выполнить сложную задачу. Школьники из Александровки заняли призовые места и привезли домой подарки: ещё один комплект для сборки роботов, веб-камеру, флэш-карту.

– Модели, которые делают мои ученики, легко выполняют такие задания как «Перетягивание каната», «Бег по линии», «Выталкивание кеглей», «Формула-1». Сейчас готовимся к решению более сложных – «Лабиринт», «Лестница», – поясняет Виктор Александрович.

Можно не сомневаться, что пытливый ум подростков обязательно найдёт пути решения поставленной задачи. В Александровской средней школе сейчас есть два маленьких комплекта по робототехнике для начальных классов и пять наборов побольше – для учащихся среднего звена.

– Роботы – это окно в современный мир! Я всегда рассказываю маме о наших интересных занятиях. И она рада, что в нашей школе есть такие, можно сказать, чудесные вещи. В то время, когда она училась, у них такого не было. Всегда с удовольствием хожу на кружок, стараюсь делать разнообразных роботов и выполнять с ними сложные задания. Это тренирует смекалку, ум, – говорит ученица А.Коенбаева.

Конкурсные соревнования по робототехнике в школах планируется проводить периодически. И каждый раз ребята будут показывать свои всё более сложные, усовершенствованные модели, стараясь поразить сверстников фантастической задумкой и настоящими навыками программирования.

Фото Алексея ШАЦКИХ

Автор: Елена ДАНИЛЬЧЕНКО