Медиакарта
1:25 | 24 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Обожжённая юность Галины

Случайно узнала об интересной судьбе одной женщины – Галины Борисовны Пилькиной, попавшей под немецко-фашистскую оккупацию с самых первых дней войны. Решила непременно встретиться. Ведь их осталось так мало – живых свидетелей времён Великой Отечественной, и как хочется сохранить каждую крупинку людских судеб тех лет.

При встрече я увидела перед собой маленькую, сухонькую и полностью ослепшую женщину. Галине Борисовне 91 год. «Может ли она помнить подробности далёкой юности?» – промелькнула мысль. Как обманчиво первое впечатление, и как глубоко я ошибалась!

– Я помню события с семи лет и до сего дня. Всё – день за днём…

ТЯЖЁЛОЕ ДЕТСТВО

Родом Галина из деревни Орловки, что располагалась недалеко от Кротово. Семья девочки жила очень бедно, восьмерых детей надо было одеть, обуть, а главное – чем-то накормить. С семи лет отдали Галю в работницы. Сама ещё ребёнок, она нянчилась с чужими детьми только ради того, чтобы родителям было легче поднимать братишек и сестрёнок. Получив пять классов образования, девочка вышла на постоянную работу в колхоз. Став постарше, перебралась на жительство в Кротово, где работала в местном сельпо. Так и прожила бы жизнь Галина, как большинство односельчан, но в её судьбу вмешался случай, который перевернул жизнь.

КОРОТКИЕ МЕСЯЦЫ ЖЕНСКОГО СЧАСТЬЯ

Шёл 1940-ой год. На побывку в родные места приехал молодой военный Филипп Хильченко. Внезапно возникшее чувство сблизило молодых людей. Они решили больше не расставаться, и когда, 24 декабря 1940 года, Филипп отправился на службу в Латвию, где располагалась его военная часть, Галя поехала с ним. Времени на то, чтобы подольше побыть друг с другом у супругов не было: Филипп уходил на службу ранним утром, а приходил, когда было уже темно. Галина занималась обустройством семейного «гнёздышка». Так прошло четыре месяца. Затем, как это часто бывает в жизни семей офицеров, военную часть перебросили в Литву, куда и отправилась, как ниточка за иголочкой, верная спутница Филиппа Дмитриевича. Так прошло ещё два месяца. Хотя в воздухе уже чувствовалось напряжение в связи с политической обстановкой, молоденькая деревенская девушка не придавала этому значения. Она была всецело растворена в любимом, каждый день, как праздника, ожидая его появления со службы.

День, когда она видела его в последний раз, Галина Борисовна помнит, как сегодняшний. Стоял знойный субботний день. Филипп приехал домой, помылся, переоделся, поел. Необходимо было вернуться в расположение части. Галина пошла провожать любимого. День клонился к закату. Слёзы беспрестанно лились и лились по лицу молодой женщины, носившей под сердцем ребёнка. Какое-то дурное предчувствие не покидало её.

– О чём хоть ты плачешь? – ласково обнимая за плечи, приговаривал муж.

Интуиция её не обманула. Это был последний раз, когда она видела мужа.

ГОРЕ, БОЛЬ, ПЕЧАЛЬ И ТРУДНОСТИ...

С мужем Галина простилась в субботу, а в воскресенье утром пришли немцы.

В память женщины чётко врезалась картина их появления. …Раздался стук в дверь. «Кто это так рано?» – промелькнуло в голове Галины. Подошла к окну, отодвинула занавеску. Полный двор людей в незнакомой военной форме. Стук продолжался. Отперла дверь. Стоят двое, говорят на чужом языке. Женщина отстранилась. Солдаты вошли. На стене висел портрет товарища Сталина и фуражка мужа. Они подошли и сбросили их штыком на пол. Открыли сундук, покопались. Ничего не обнаружив, ушли.

В тот день Галина узнала о том, что началась война. Настала совсем другая жизнь. Немецкие солдаты дали литовцам приказ собрать всех русских в одно место. Таких семей было 111 – женщин и детей. Согнали всех в бараки, в которых раньше жили солдаты Советской Армии. Здесь в тяжёлых условиях, холоде и голоде родился сын Филиппа и Галины – Юра.

Перед немцами встал вопрос: «Чем кормить такое количество народа?» Стали распределять русских в литовские семьи работниками.

Так оказалась женщина с ребёнком на руках в семье, которая принесла ей лишь одно горе. Пока Галя управлялась по хозяйству, работая за четверых, за малышом присматривала хозяйка. Кому нужна такая обуза? Лучшее решение проблемы – избавиться от неё. Однажды работница носила воду. Принесла на коромысле два ведра, поставила на кухне и пошла вновь. Возвращаясь, услышала крики младенца. Галя ускорила шаг. Когда вбежала в избу, увидела следующую картину: хозяйка ходит с ребёнком на руках, а он весь мокрый и плачет так, что материнское сердце было готово выскочить из груди. Мысли было две: либо сына хотели утопить, либо застудить в ледяной воде. Схватив малыша и крепко прижав к груди, отчаянная мать выскочила из дома и бросилась бежать со всех ног. Староста перевёл Галину на служение к другому хозяину. Тем временем Юра тяжело заболел, маленькому организму не под силу было справиться с переохлаждением. Угасая день за днём, в возрасте одного года и месяца малыш тихо скончался. Горе матери трудно передать словами. Потеряв сначала любимого, а затем сына – плод их совместной любви, женщина потеряла смысл жизни.

ВОЗРОЖДЕНИЕ

Однажды, волею случая, она узнала, что один приезжий человек ищет работницу. Дала согласие, лишь бы быть подальше от ненавистного места. Сбежать от охранника, сторожившего бараки русских, было не трудно. Из поклажи только осеннее пальто да туфли – вот и весь нехитрый скарб. За околицей на фургоне уже поджидал новый хозяин. Когда повозка тронулась, солнце стояло ещё высоко, а на место приехали только на следующее утро. До границы с Польшей оказалось всего четыре километра.

Подъехав к дому, Галина невольно вскрикнула – о-ёй! Такого огромного поместья она ещё не видела. Тут тебе и мельница, и колодец, и загоны для скота. Хозяйка её встретила радушно, как родную. Накормила от души и повела в комнату отдыхать с дороги. Батюшки! А в комнате диван, на нём белая простыня! И не уснуть от переполняющих чувств благодарности.

Так и жила Галина у чужих людей, как у Христа за пазухой, помогала с большим хозяйством управляться. Никто из членов семьи ни в чём и никогда не обидел и не укорил постоялицу. Ела досыта, а работы с детства не боялась. Так прошло полтора года. Немцев Галя больше не видела.

Война приближалась к концу, заживали душевные раны. Однажды, когда захватчиков погнали на запад, в их хутор заехали советские солдаты. Машина остановилась у колодца. В дом вошли около десятка солдат. Один из них, долго наблюдая за Галей, вдруг спросил:

– Слушай, а ты русская?

К тому времени молодая женщина уже хорошо говорила по-литовски.

Она промолчала. Он продолжал допытываться:

– Ты из Тюменской области, Аромашевского района, деревни Орловка. Мы же с тобой вместе в кротовском сельпо работали!

Её словно обухом по голове треснули!

– А ты кто такой?

– Малахов! Помнишь такого? Мои родители жили в Кротово, делали горшки.

На этом краткая встреча земляков закончилось, солдатам надо было уезжать. Взбудоражив сознание воспоминаниями о родине, она потеряла покой.

На следующий день к ним заехал старшина и спросил:

– Хочешь домой?

– Хочу, – ответила Галя, – но у меня нет ни документов, ни денег.

Через несколько дней он привёз паспорт и деньги.

ВОЗВРАЩЕНИЕ

Ехала Галина Пилькина до станции Голышманово долгих 18 суток. Оттуда до Аромашево добиралась пешком, несколько раз, правда, попадались попутчики на конях. На аромашевском автовокзале народу было много, знакомых – никого. Просидела ночь, а чуть стало светать, отправилась домой в родную Орловку. Когда дошла до Буреевки, решила зайти к знакомым родителей. Хозяйка растапливала русскую печь.

– Здравствуйте!

– Здравствуйте. Ты поди чего продаёшь? – спрашивает, подозрительно разглядывая нежданную гостью.

– Тётка Анна, а вы меня не узнали?

Женщина бросила растапливать печку, пригляделась, заохала, признала.

На коне отправили путешественницу домой. Как же долго она здесь не была!

Когда Галина вошла в стены отчего дома, был субботний вечер накануне Пасхи, 5 мая 1945 года…

Более пяти лет Галина Борисовна Пилькина не была на родине. За это время ей довелось испытать чувства любви, потери, горя и радости. Но не сломила судьба хрупкие плечи женщины. В её жизни ещё была любовь, а главное – есть дети и внуки, которые любят её и помогают, не оглядываясь назад, идти по жизни уверенными шагами. Шагами победителя.

О. МАГЖАНОВА

Фото С. СТЕПАНЮКА