Медиакарта
12:39 | 19 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Всё начинается с местного самоуправления

13:21 | 08 февраля 2012
Источник:

За два десятка лет существования новой России все попытки привить на российскую почву демократический клон бесславно провалились. Нахлебавшись при Ельцине неограниченной свободы, власть пошла знакомым и безошибочным, с ее точки зрения, путем - путем завинчивания гаек. Правящая партия, имея абсолютное большинство в парламенте, все законы ковала под себя, под свое понимание демократии. В результате в России появился новый общественный строй - чиновничье-бюрократический капитализм, который никакого отношения к народовластию не имеет. Как выяснилось, ни президент, ни правительство, ни Федеральное Собрание не имеют ясного представления, чего же российскому обывателю хочется. И митинги на Болотной, похоже, стали отрезвляющим душем. Оказывается, гражданам чего-то надо.

Если с этих позиций посмотреть на четвертую статью российского премьер-министра о возвращении к демократическим методам управления государством, то ее можно было бы отнести к разряду предвыборных деклараций, если б не личность автора: Владимир Путин ничего не произносит всуе. И скоро, по всему видно, последуют конкретные шаги по реализации принципов, высказанных на страницах «Коммерсанта».

Из всего сказанного Владимиром Путиным лично мне больше всего импонирует идея наполнить местное самоуправление финансовым содержанием. Не имея достаточно средств для реализации своих полномочий, муниципалитеты обречены на роль вечного попрошайки, стоящего с протянутой рукой в приемной глав регионов. Премьер предлагает в качестве первого шага на пути к их самодостаточности оставлять в распоряжении местного самоуправления все налоги, взимаемые с малого бизнеса. Но это же капля в море! Возможно, есть города, вроде богатой Тюмени, где этот источник дохода дает существенную прибавку казне. В основном же единый налог на вмененный доход, которым облагается большинство предпринимателей, составляет мизерную часть доходной части местных бюджетов.

В корне же ситуацию можно изменить только в том случае, если в распоряжении муниципалитетов будет оставаться значительная часть налога на прибыль крупных и средних предприятий. В настоящее время этот самый емкий, выражаясь языком финансистов, налог целиком уходит в бюджеты регионов и Федерации. Создается парадоксальная картина: органы местной власти, не имея ничего от предприятий, расположенных на их территории, не заинтересованы в их процветании. Точно так же и сами предприятия, не чувствуя ответственности за судьбу территории, все тяготы решения социальных проблем переложили на плечи муниципалитетов. При таком подходе ни о каком социальном партнерстве между властью, обществом и бизнесом не может быть и речи. Вот здесь, как мне кажется, корень всех бед!

Безусловно, заслуживают внимания идеи выборности глав местных органов власти (новое - это хорошо забытое старое!), обеспечения прозрачности доходов чиновников, претворения в жизнь антикоррупционного механизма, радикального обновления насквозь прогнившей судебной системы. Но главное - это создание экономических основ для нормального функционирования местного самоуправления.

Автор: Владимир ИВАНОВ, юрист