Собираясь написать о сельских предпринимателях, я отправилась в Дубынку. В доме у Марьевых меня встретила симпатичная блондинка в оригинальном домашнем платье.
– Вы, видимо, не местная, – предположила я и угадала.
– Приехала я в Сибирь из Узбекистана, – улыбнулась в ответ Оксана Анатольевна, – раньше жила в городе, где улицы заасфальтированы, в домах – газ. Когда на школьные каникулы приезжала к бабушке в деревню, то зажимала нос, пробегая мимо стайки. А сейчас мои городские знакомые не верят, если говорю им, что научилась и коров доить, и овец стричь, и роды у животных принимать, и уколы им делать. Благо, свекровь рядом живёт, всегда подскажет, посоветует.
И это ещё не все обязанности деревенской женщины перечислила моя новая знакомая. Хлопоты по дому (прибирать, стирать, готовить) – это уж как положено хозяйке. А ещё огородно-картофельные дела. Мужу в строительстве хочется помочь. Детям (а их у Марьевых трое) тоже надо время уделить.
– Сейчас мне полегче – дом просторный, благоустроенный, а раньше всей семьёй в маленькой избушке жили.
Воды надо было принести, дров натаскать, печи истопить, – говорит Оксана. – Сын с дочерью уже выросли, взрослые, внимания требует лишь второклассница Юля.
Но одни заботы отошли – другие появились. Четыре с лишним года назад О.А. Марьева зарегистрировалась как частный предприниматель, так сказать, бизнесвумен.
Когда они с мужем приехали на его родину в Дубынку, работы в деревне не было ни ему, ни ей. А тот, кто не хочет сидеть на шее у родителей или перебиваться случайными заработками, ищет возможность обеспечить себя и свою семью и сделать всё, чтобы жить достойно и самостоятельно.
Вот молодые супруги и решили заняться разведением скота мясной породы. Оформили все необходимые документы и стали участниками областной программы поддержки малого бизнеса.
– Субсидию, которую мы получаем, направляем на развитие производства, – поясняет Оксана, – уходят средства и на стройматериалы, запчасти, солярку. Но помощь ощутимая. Благодаря ей нынче мы построили новую базу на 170 голов.
Сейчас в хозяйстве Марьевых содержится 80 голов скота. Тёлочек они оставляют для роста поголовья, а подращённых бычков сдают. С реализацией мяса проблем нет. Правда, закупочные цены заезжих купцов их не совсем устраивают, но зато они и расчёт сразу производят, и скупают скот оптом.
Как я поняла, Марьевы стараются сами себя всем обеспечить. Для семейных нужд две дойных коровы держат, а ещё овец, лошадей, поросят. Нужно мясо – можно баранчика заколоть. Появилась нужда в деньгах – поросёнка сдали. Любит глава семьи чай с мёдом попить – купили 2 улья.
За всем этим уход, конечно, нужен. Ни выходных, ни праздников у Марьевых нет, отдыхать почти не приходится. К родным в Карасуль, что под Ишимом, и то реденько наведываются.
– То сенокос, то отёл, то ремонт, то посев, то уборка,– перечисляет Оксана, – а ещё в доме много недоделок.
И всё своими руками, своими силами. В горячую пору Марьевы нанимают работников, но большинство из них – люди ненадёжные: могут на работу без причины не выйти, могут и загулять. Так что всей семье приходится засучивать рукава и браться за очередное дело. Радует, что сын с дочерью (студенты), приезжая на каникулы, а бывает и в выходные, во всём помогают родителям.
Семья эта не бедствует, но и не жирует. Оказывается, на строительство дома деньги неоднократно присылали Оксанины родители. Получаемая субсидия – это только помощь. Своих средств немало приходится вкладывать в развитие хозяйства.
Но настрой у Марьевых оптимистический. Силы и желание работать есть. Строят планы на будущее. В Дубынке им нравится. Уезжать никуда не хотят, даже за рубеж. Хотя все близкие родственники Оксаны – мама, отец, брат, сестра – давно уже обосновались в Израиле, зовут к себе.
Надеются Оксана с Сергеем, что их сын после учёбы в сельхозтехникуме домой вернётся, переймёт у них все премудрости сельского агробизнеса, и дело их жизни со временем можно будет передать в надёжные руки.