Война… Она по-разному вошла в жизнь каждого человека. Но общими для всех были неимоверные людские страдания и миллионы безвременно оборванных человеческих жизней, неисчислимые материальные утраты, горящие города, деревни…
Вместе с тем было и другое: война пробудила достоинство людей, показала их лучшие качества, все доброе, возвышенное, что таилось в душах, самоотверженный патриотизм. Такого чистого порыва любви к своей Отчизне, такой самоотверженной готовности отдать за нее жизнь, пожалуй, не было никогда. И уходили на фронт безусые мальчишки и девчонки с косами. Уходили в первые же дни войны и никто из них не знал, не мог и предвидеть, какие испытания ждут всех. Девятнадцатилетняя Анна Александровна Соколова (в девичестве Труфанова) с закадычной подружкой Машей тоже решили идти на фронт. Добровольцами. Быстро сообразили, что через райком комсомола это будет сделать легче. Секретарь комсомольской организации Омутинского района Елизавета Васильевна Ровкина внимательно выслушала аргументы девчонок. «За» оказалось больше, позвонила в военкомат, и вот уже на руках желанные повестки. Мать, не ожидавшая таких поворотов событий, неимоверно расстроилась: где-то по военным дорогам шагал уже ее муж. Теперь идет защищать Отечество старшая Анна. Она с 12-летней младшей дочерью остается здесь, в холодной Сибири, на самостоятельное выживание.
Анна… Когда вернется? Да и вернется ли вообще? При этой мысли материнское сердце обливалось кровью. А Аня собрала в небольшую сумочку нехитрую переодевку, поесть на первое время, и вот уже поезд везет ее вместе с такими же новобранцами на восток, в город Новосибирск, где располагался полк связи.
До мая 1942 года девчонки пробыли в этом полку связи. Здесь они учились, а потом…
- Отправили нас в четвертый полк связи первой отдельной действующей роты в город Москву, - вспоминает Анна Александровна. - Приехали туда как раз 1 мая. В фуфайках, в стежонках, шапках-ушанках. В Новосибир- ске-то в это время еще было холодно, а в Москве набирала цвет черемуха.
В роте были военные разных специальностей: шоферы радисты, телефонисты, телеграфисты, линейщики… Отправили через месяц Анну Александровну на Калининский фронт. Она несла службу на коммутаторе, поддерживала связь с авиаполками. Такой была задача на Калининском фронте, такой она осталась и тогда, когда Анну Александровну направили на 1-ый Белорусский. И сколько сотен километров пройдено, прежде чем войска 1-го Белорусского фронта под командованием генерала армии Рокоссовского начали наступательную операцию. Орел, Калуга, Могилев, Бобруйск… Особенно памятным было освобождение Могилева. С каждым часом сжималось кольцо окружения, шли жестокие уличные бои. А если точнее, то город пришлось брать штурмом.
- Под Могилевом скопились все рода войск, - вспоминает Анна Александровна. - Немцы пронюхали это и бомбили город без передышки. До того было светло от взрывов снарядов, что, кажется, иголку можно было найти. Шесть раз немцы пытались прорвать окружение. У нас у всех был один страх. Не дай Бог такому повториться.
Во время бомбежки была прервана стратегически важная связь, и восстановить ее поручили двум парням и Анне Соколовой. Ползком, тяжелые катушки проводов на себе и заслуженная гордость за успешно проведенную операцию. Тогда все трое были удостоены медали «За боевые заслуги». За умелые, инициативные и смелые действия в бою, способствовавшие успешному выполнению боевых задач воинской частью.
- Да ни о чем тогда не думали, - говорит Анна Александровна. - Главным было победить и остаться самим в живых.
Не видели за войну ни одеяла, ни простыни. Обычно коммутаторы располагались в палатках или землянках.
- Мою шинель с подружкой Анечкой Пономаревой постелем, второй шинелью укроемся. Противогаз и вещевой мешочек под голову.
И даже короткие минуты передышки восстанавливали силы, давали бодрость.
Где вы, дорогие друзья-однополчане? Очень долгая связь поддерживалась с Анной Пономаревой из Омска. Фронтовая дружба переросла в крепкую дружбу семьями. А жив ли ты сегодня, командир отделения шоферов, который по окончании войны подошел к группке девчонок и предложил провезти их до Берлина? Рукой подать, всего несколько десятков километров… И видела Анна Александровна руины немецкого города и поверженный Рейхстаг. И не забыть ей, как было получено сообщение об окончании войны, как в честь победы накрыли в лесу нехитрый стол и с радости были расстреляны все патроны.
А прежде чем дойти до самого логова врага, Анна Александровна прошла всю Польшу.
- Пани Аня, пани Аня, - говорит сегодня Анна Александровна. - А на самом деле хитрые были. Днем «пани Аня», а ночью перестрелка за перестрелкой. Парней отправили на военно-полевой узел связи, и меня, одну среди них девчонку.
Приказ есть приказ. Парни говорят: «Мы все за тебя будем делать. Ты только вари…».
Но думала девушка тогда, что все переживем. И трудности, и потери.
И, конечно, никогда не забудутся какие-то интересные факты. Когда Анну Александровну отозвали в Москву, в свой полк, обогрели, накормили, то произошла судьбоносная встреча.
-
Труфанова, тебя на проходную, - прокричала одна из однополчан.
-
Думаю, Москва, чужой город. Кто ко мне может приехать? Выхожу к проходной, а там отец, уставший, в солдатской шинели.
-
Так до сих пор и не знаю, как он разыскал меня в этой круговерти. Но домой я вернулась раньше его.
А чуть позднее Анечку разыскал Сергей Федорович Соколов из Смоленска. Судьба с запада перебросила его на Восточный фронт. Не смог забыть он симпатичную сибирячку, с которой познакомился в Москве. 40 лет прожили душа в душу. Воспитали двух замечательных сыновей.
-
Как трудно было заново начинать жизнь после войны, - вспоминает Анна Александровна. - Мы со своим Сергеем Федоровичем голы-голехоньки. Он устроился шофером в автохозяйство, я кассиром в комхоз.
Потом Анна Александровна работала на почте по радиофикации, еще позднее - бухгалтером в райкоме КПСС. Всюду ее отличала исполнительность и трудолюбие. Она и сегодня, в свои восемьдесят семь лет, старается делать все сама. В огороде есть все: картофель, лук, свекла, морковь, салаты. Радует весенним цветением, а осенью обильным урожаем вишня. Пригнута на зиму малина, аккуратно подстрижены кусты смородины. А из своих помидор получаются самые лучшие заготовки. Приходят и приезжают в гостеприимный дом Анны Александровны дети, внуки, правнуки. День Победы для всех их особенный. В этот день они дружно чествуют самого дорогого для них человека, прошедшего трудными фронтовыми дорогами. Прошедшего с великой честью. Именно об этом говорят награды Анны Александровны Соколовой: орден Победы второй степени, медали «За боевые заслуги», «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией». Не думайте, что награды молчат. Они рассказывают о переправах, об ожесточенных боях за освобождение городов и сел, об успешном выполнении сложных боевых задач.
Г.БОГАТОВА
На снимке: А.А.Соколова (справа)
Фото из семейного альбома