Медиакарта
8:51 | 19 августа 2024
Портал СМИ Тюменской области

На Мурманском направлении

По родному отцу он был бы Канагоров Михаил Яковлевич. Но отец погиб во время Гражданской войны, когда Михаил еще не появился на свет. Матери непросто было одной на руках с двумя маленькими детьми, сестра всего-то на два года старше Михаила. И в поисках лучшей доли отчаявшаяся женщина из Кировской области уезжает в глухую Сибирь, в Шабаново.

В Подволошино у некоего Тюрикова была своя пимокатная. Был у него и швейный цех, где он держал портного.

  • С этим портным и познакомилась моя мать. Ей было поставлено условие оставить при себе только одного ребенка. Таня была постарше, и выбор отдать в Ишимский приют пал на меня, - рассказывает Михаил Дмитриевич. - Но получилось так, что взяли меня бездетные Шабановы. Всю эту историю мне рассказали, когда я стал уже взрослым.

Так или иначе, больше родную мать Михаил не видел. Дмитрий Алексеевич и Устинья Андреевна делали для новоиспеченного сына все. В маленькой избушке было всегда тепло и сытно, на дворе - корова-кормилица. Устинья Андреевна пекла вкуснющие караваи. Дмитрий Алексеевич не мог отказаться от рюмочки-другой, но тем не менее наставлял мальчишку на путь истинный, и Михаилу даже посчастливилось окончить Шабановскую семилетку. Большое образование по тому времени. В конце июня 1939 года комсорг Яцуков предложил Михаилу Шабанову поехать на строительство железной дороги Акмолинск-Карталы, где парень пробыл восемь месяцев. А после поехал по набору в Омск на строительство крупного автозавода… Известие о Великой Отечественной войне перевернуло все планы Михаила Дмитриевича. Второго февраля 1942 года ему вручили повестку. Омск, запасной артиллерийский полк.

  • Нас учили азбуке Морзе, расшифровке и зашифровке донесений. Словом, мы были будущие радиотелеграфисты. Через четыре месяца прибыли в Чернышевские казармы Москвы, а уже оттуда нас троих отправили в Мурманск.

135-й отдельный артиллерийско-зенитный дивизион. Михаил Дмитриевич попал в первую батарею. Он четко выполнял свои обязанности, безукоризненной была связь со штабом дивизиона во время его дежурств. А они были постоянными. Иногда время просто сливалось в одно целое. 135-й стрелковой полк из состава 14-й стрелковой дивизии отчаянно сражался с врагом, заняв оборону на перешейке полуострова Средний. Он закрепился на нем и не отступил ни на шаг. Враг же любой ценой стремился захватить Мурманск. И до сих пор хранит память Михаила Дмитриевича Шабанова апрельско-майскую наступательную операцию войск Карельского фронта, где были задействованы корабли, береговая артиллерия, авиация Северного флота. Главной задачей ее было во что бы то ни стало сорвать готовящееся наступление немецко-фашистских войск на Мурманск. Однажды, во время очередного налета врага на батарею, Михаила Дмитриевича контузило. Санчасть дивизиона. Временная потеря слуха. А потом возвращение на огневые рубежи. ПВО 513-я отдельная артиллерийская бригада. Михаил Дмитриевич водитель, потом - командир отделения шоферов. И только в мае 1946 года он вернулся в родительский дом.

Трудовая биография Михаила Дмитриевича не менее богата событиями, чем фронтовая. В 1964 году ему вручили медаль «За освоение целинных земель». В 1973 году он был удостоен высокой награды - ордена «Знак Почета».

  • В то время я жил в Казахстане, в Чимкентской области, - рассказывает Михаил Дмитриевич. - Работал управляющим фермой. В основном здесь было свиноводческое направление. Но также было немалое поголовье кур, дойные кобылы, из молока которых делали кумыс.

22 года пролетели как один день. В производственных делах. В заботах о семье. Но все равно родные места звали к себе. И в 1978 году Михаил Дмитриевич возвращается в Омутинское.

Спешат - торопятся года. Михаил Дмитриевич уже давно на заслуженном отдыхе. Подводит здоровье, но каждый год в светлый День Победы он надевает свои фронтовые награды и идет к обелиску воинам Великой Отечественной войны. Память не вычеркивает ее события.

Г.БОГАТОВА