Медиакарта
0:17 | 29 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

К 100-летию Красноярской школы

К 100-летию Красноярской школы
10:38 | 21 января 2010

“Это моя родная школа”

Красноярской школе я обязана своим становлением как учителя русского языка и литературы старших классов. Здесь состоялось мое первое знакомство с детьми и их родителями. А еще это моя школа, где я обучалась в средних классах. Можно сказать, что вернулась в родную школу.

Самые яркие впечатления, конечно же, связаны с учителями. Директор школы и учитель истории Павел Александрович Алещенко был энтузиастом своего дела, яркой личностью, в селе его уважали все. Красноярская школа считалась одной из лучших школ Уватского района, даже если судить по парку, где росли яблони, цветочным насаждениям, которые у нас имелись. В районе ничего подобного тогда не было. Всё это Павел Александрович привозил из европейской части России и показывал нам.

Моими учителями в Красноярской школе были Дмитрий Михайлович Шумков, классный руководитель и отличный математик, строгий учитель, прошедший войну. Его любили ученики и очень уважали взрослые. Его жена, Анастасия Александровна Шумкова, преподавала физику, черчение. Красивая, элегантная женщина. Мы, девчонки, восхищались ее прической, умением модно одеваться. Никанор Иванович Калинин - учитель физкультуры, труда, рисования.

Человек - золотые руки, в школе всё делалось им. Мальчишки старались ему подражать, многие пошли по его стопам в столярном деле. Ксения Семёновна Калинина - учитель русского языка и литературы, очень отзывчивый человек и хороший преподаватель. Галина Михайловна Токаревских - учитель физики. Жизнерадостная, жизнелюбивая Мария Ильинична Потапова вела русский язык и литературу, пение, иностранный язык и была моим наставником.

Школа отличалась тем, что прививала детям трудовые навыки, одно время даже цыплят выращивали прямо в здании школы, помогали колхозу, работали на огородах. Сама школа руками учеников была огорожена тыном. Осенью организовывались поездки в лес за ягодами. В конце апреля-начале мая проходила заготовка дров для школы. Заготавливали дрова сами учащиеся, пилили ручной пилой, в день около двух кубов получалось (сюда включалась и колка, и кладка дров).

А еще мы постоянно ездили на различного рода соревнования и пионерские слеты. Очень популярны были лыжные гонки и велогонки, хотя на всю деревню имелось всего два велосипеда.

Когда я училась в Красноярской школе, она сначала была семилетней, затем - восьмилетней, а с середины 1960-х стала средней. Моя первая учительница, Ефросинья Николаевна Панихидина, сыграла решающую роль в моем выборе профессии. Я хотела стать агрономом, но родители, особенно папа, мечтали, чтобы я была учителем. И я им стала.

После окончания пединститута меня направили в Вагайский район, в татарскую национальную школу, но без знания языка приходилось очень тяжело, классы были огромные, дети собраны отовсюду. Спустя год, в 1969 году я приехала в Уватский район. В РОНО получила направление в Ивановку, где проработала пять лет. А в 1974 году моя семья переехала в Красный Яр - это была родина мужа и моя.

Из всех руководителей запомнился А.Ф. Редикульцев - волевой человек с твердым характером, умеющий добиваться поставленной цели. При нем началось строительство двухэтажного интерната, для учителей строилось жилье.

Коллектив был сплоченный, молодой, дружный, работящий. Всегда массово, с детьми и семьями, выезжали на природу за дикоросами. Осенью все учителя были на картошке, зернотоке, постоянно участвовали в художественной самодеятельности. Праздники отмечали все вместе - и учителя, и техперсонал. Ещё было крепкое КМО - мы всей школой, всем педколлективом приезжали в Уки, Горнослинкино, а потом они к нам. В этом кустовом методическом объединении Красноярская школа являлась центральной.

В 80-е годы проявилась текучесть кадров. Учителя приезжали по распределению из центра России, отрабатывали три года и уезжали. Но костяк коллектива всегда оставался прежним.

Когда я начинала работать, Красноярская школа была базовой, куда после окончания начальных школ приходили учиться дети из Малого Нарыса, Есаула, Екимовки, Софроновки, Нового Села, Сафьянки, Луговослинкиной, Уков, Горнослинкино, Карбино. Некоторое время учились даже в две смены. Дети из других деревень ходили в Красный Яр на учебу пешком, а это от 3 до 20 километров. Только в начале 80-х был организован подвоз, который осуществлялся совхозом по договору. Совхозный автобус много лет возил детей на учебу, районные соревнования и на другие меро-приятия.

Из 36-ти лет своего педагогического стажа 30 лет я проработала в Красноярской школе. Помимо преподавания предметов, шесть лет была завучем и восемь лет директором школы. Запомнилось, как однажды была организована передача в прямом эфире по местному радио к Дню учителя. Передачу вела А.А. Токарев-ских, о каждом учителе давалась информация и песня по заявке.

У меня было два выпуска. По отношению к ученикам старалась быть ровной, никого не выделять, но все равно каждый чем-то запомнился. Особенно остались в моей учительской памяти Саша Токушев, Серёжа Вайцель, Саша Преснецов, Володя Петров, Оля Баглаева. Со многими учителями я поддерживаю связь, перезваниваемся, встречаемся. Бывшие ученики часто заходят меня навестить. Но есть и такие, кого после окончания школы я ни разу не видела. Накануне юбилея родной школы от всей души учителям желаю здоровья, семейного благополучия, терпения, уважения к ребятам. Ученикам - учиться, заниматься спортом, участвовать в жизни школы, уважать, беречь родителей и пожилых людей.

Зинаида БАКЛАЕВА