Медиакарта
11:12 | 19 сентября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Судьба простого человека

Судьба простого человека
10:13 | 07 мая 2010
Источник: Наша жизнь

В селе Казанском на тихой улице имени Матвея Путилова живет замечательный человек, жизнь и судьба которого являются примером мужества и стойкости. Это Мухамеджан Садвалиевич Саликов, инвалид Великой Отечественной войны, в военные годы – рядовой гвардии, награжденный орденом Великой Отечественной войны II степени и медалями.
Жизненный путь солдата сложен и интересен. С раннего детства судьба будто испытывала его на прочность, каждый вызов судьбы был проверкой на выживание.

Родился Мухамеджан Садвалиевич летом 1924 года в Казахской АССР в небольшом селе Кос-Агаш Аиртауского района Кокчетавской области. Его отец Тулегенов Садвали в 1929 году был репрессирован как зажиточный человек, и воспитывать троих детей (к тому времени у Мухамеджана было двое братьев) пришлось матери в одиночку. Это были труднейшие для семьи времена: как жена кулака мать была вынуждена скрываться от уполномоченных властями людей, поэтому ей приходилось с детьми ночевать в лесу, прятаться с ними в скотном дворе, искать пристанища у родственников. А ведь дети были совсем маленькими, младший и вовсе грудной. Через какое-то время, видя скитания женщины, родственники отца – Саликовы Калимурза и Жами – взяли трёхлетнего Мухамеджана себе на воспитание. Так мальчик обрел новую семью. О приёмных родителях Мухамеджан Садвалиевич вспоминает с большой нежностью и благодарностью: «Эта семья стала мне по-настоящему родной. Любили меня родители сильно и всегда жалели. Я их родными считаю, ведь они меня вырастили и воспитали. Благодаря им я остался жив. Вот и ношу фамилию Саликов».

В начале тридцатых годов молодая семья переезжала в поисках работы то в соседнюю Акмолинскую область, то на Урал, в Челябинскую. Мухамеджан Садвалиевич помнит, как и на рудниках, и в шахтах мать работала наравне с мужчинами, как отец, не покладая рук, день и ночь трудился: грузил песок на железнодорожные вагоны. Конечно, все родительские стремления сводились к одному: выжить в суровые голодные годы.

О школьном времени Мухамеджан вспоминает с улыбкой. В связи с переездами из одного населённого пункта в другой ему приходилось учиться и на башкирском языке, и на казахском, и на русском. К счастью, учение давалось легко. Только вот сожалеет ветеран, что не сохранились школьные похвальные грамоты, которые каждый год он получал за отличную учебу.

В 1937 году семья вернулась в родной совхоз «Искра» (ныне село Златогорка Арыкбалыкского района). Мухамеджан Садвалиевич хорошо помнит трудные довоенные годы. Он рассказывает, как на одном из собраний решался вопрос о принятии его в комсомол: «Один из односельчан крикнул: «В комсомоле нет места детям кулаков!» Воцарилась долгая пауза, но затем взял слово бригадир Огородников и уверенно заявил: «Самый честный, скромный, трудолюбивый, ни единого дня не пропустивший работы в поле – это Мукаш (так коротко называют Мухамеджана знакомые и родственники). Кого принимать в комсомол, если не его?», – и большинство присутствующих проголосовали «за».

Вроде бы всё понемногу стало налаживаться: в селе жизнь протекала спокойно и размеренно, родители трудились в совхозе, Мукаш с рвением постигал науки в школе. «Как-то, когда люди работали в поле, – вспоминает Мухамеджан Садвалиевич, – кто-то сообщил, что слышал по телефону о начале войны с немцами. В то время я с товарищем Калекпаровым работал в бригаде на косьбе хлеба. Особой реакции это сообщение на нас не произвело, мы попросту не поверили».

Факт начала страшной захватнической войны жители села всерьез осознали лишь на митинге, который организовал приехавший на следующий день уполномоченный райкома партии. Тотчас был организован призывной пункт в здании сельской школы. Женщины плакали. Они словно предчувствовали, что их дети не вернутся с войны. Так и случилось: Арчебасов, только пришедший домой со срочной службы, Есмагзамов Молдагали и другие первые призывники – все они погибли.

К тому времени юный комсомолец Мухамеджан ещё учился в школе. Как только в 1942-м году он окончил 7 классов, был тут же призван в армию Рузаевским районным военным комиссариатом. Он никогда не забудет имена тех молодых ребят, которые были призваны вместе с ним 1 сентября 1942 года. Это его одноклассники Василий Горленко, Байгабыл Калекпаров и Петр Шаповалов. Все трое погибли в 1943-м. Уже позднее, когда Мухамеджан с войны вернулся домой, мать Петра в слезах спрашивала Жами: «Скажите, как Вы просили бога, чтобы Ваш сын вернулся? Я без устали молилась, но мой сын погиб».

А вернулся Мухамеджан с войны через долгих четыре года, которые показались ему длинными и мучительными, как страшный сон. Служба его началась в запасном полку под Петропавловском, где армейцы проходили подготовку, приближённую к условиям военной обстановки. Через два месяца он уже служил в Алтайском крае неподалеку от Бийска. В начале 1943 года его направили на Западный фронт, на территорию Украины, где полк, в котором он служил, стоял в резерве главного командования в сорока километрах от передовой. Это было в районе села Борвенко, что под Изюмом.

На передовой Мухамеджан Садвалиевич оказался 6 июля 1943 года. Уже в первых боях он увидел ужасы войны. Особенно тяжело он переживал смерть друзей, тех, с кем делился своими переживаниями и мыслями о доме, семье, одноклассниках.

«Тяжелыми были дни, когда мы форсировали реку Северный Донец, – пишет он в своем дневнике. – Немцы выстроили сильнейшую оборону. Командование приняло решение о танковом наступлении, не проведя тщательной разведки обороны противника. На танкоопасных направлениях немецкие войска вырыли противотанковые ямы, установили хорошо замаскированные противотанковые батареи. Нас по двое рассадили на танки Т-34 и бросили в бой. Противник встретил наступление мощным артиллерийским огнем и подбил значительную часть наших танков. Бой был проигран. В разгар сражения наш танк залетел в противотанковую яму и не мог из нее выбраться. Через какое-то мгновение товарищ был убит, я, тяжело раненный в руку и ногу, лежал без сознания. Пришел в себя от боли, когда почувствовал, как двое немцев проверяли штык-ножами своих винтовок, жив ли я, и увидев, что я подаю признаки жизни, они приказали другим нашим солдатам, попавшим в плен, нести меня в лагерь для военнопленных. Помню, что видел поле, усеянное убитыми советскими солдатами, помню, как фашисты добивали тех, кто не мог двигаться, помню, как ныло раненое тело, но больше – сердце. Болело оно оттого, что я ничем не мог помочь боевым товарищам. Сейчас я осознаю, что оказался счастливым человеком, чудом выжившим в этой мясорубке».

Жизнь в плену оказалась тяжелой борьбой с голодом, с холодом, а ещё нескончаемой борьбой за выживание. В первые часы пребывания в плену глухо ныли раны: одна пуля попала в правую руку, другая пуля – в правую ногу. Контуженному и истекающему кровью Мухамеджану в лагере для военнопленных сделал операцию без медицинских инструментов пленный военврач. Благодаря этой операции Мухамеджан, уже потерявший надежду на спасение, и выжил.

Военнопленных фашисты не щадили, за ничтожную провинность расстреливали. Ветеран рассказывает, что, даже будучи голодными и обессиленными «ходячими скелетами», многие из пленных не потеряли человеческого облика: «Если кто-то не успевал или по состоянию здоровья не мог закончить работу, а это было нередко, мы помогали друг другу». Близ города Анклам (территория современной Польши) во время очередных работ в концлагере, когда пленных разделили на две группы, начался артобстрел, и вторая группа, в которой находился Мухамеджан Садвалиевич, была освобождена советскими войсками. Это было в начале 1945 года. Остался в памяти тот солнечный день, когда фашисты бежали, оставив лагерь закрытым на замок. Особый отдел провел тщательную проверку пленных: тех, кто не оказался изменником родины, зачислили в действующую армию. Мухамеджан был рад вновь отправиться на передовую, ему отчаянно хотелось воевать против врагов, он долго ждал этого момента.
Зачислен он был в артиллерийскую часть.
«Наконец я смог написать письмо домой, – с улыбкой говорит он и вытирает слезы. – Это письмо явилось для родителей небывалой радостью, поскольку уже давно дома лежала похоронка. Мать говорила: «Все родственники на поминках тебя оплакивали, а я сердцем чувствовала – мой сын живой».

Командование заметило, что у Саликова разборчивый красивый почерк и что пишет он грамотно, поэтому командир полка назначил его писарем. В декабре 1946 года вследствие ранений Мухамеджан Садвалиевич был демобилизован.

«По прибытии домой в марте 1947 года я взял направление на кратко-срочные курсы бухгалтеров. Уже в августе 1947 года получил диплом с отличием и начал работать в бухгалтерии совхоза вначале помощником, а через год бухгалтером», – вспоминает Мухамеджан Садвалиевич. Счетной работе в родном совхозе «Златогорский» он отдал более тридцати лет и за все время трудовой деятельности был первоклассным специалистом. После ухода на пенсию совхозная администрация долго не могла отыскать ему достойную замену. Но Мухамеджан Садвалиевич всегда хотел быть учителем истории. На письменном столе ветерана и сейчас аккуратно разложены прочитанные по нескольку раз и скрупулезно им законспектированные книги о Великой Отечественной войне, художественные и научные работы об императорской, советской и современной России. Родственников давно не удивляет то, что он владеет историческими датами с точностью до часов и легко ориентируется во всех причинах и следствиях всех событий мировой истории.

В 1948 году Мухамеджан Садвалиевич женился на Куляин Коспановне Токеновой, с которой прожил душа в душу и воспитал семерых детей. После смерти жены живет у дочери в селе Казанском.

Сейчас, как и раньше, Мухамеджан Садвалиевич – скромный и простой селянин, уважаемый знакомыми и родственниками ветеран, который и в свои восемьдесят пять держит выправку военного. Он всегда дисциплинирован в делах и сдержан в чувствах, в общении тактичен и безукоризненно добропорядочен, и это вызывает искреннее восхищение всех, кто его знает. На вопрос о том, в чем заключается секрет его долголетия, не задумываясь, отвечает, что всегда вел здоровый образ жизни, и даже на фронте не курил, а всё свое время отдавал труду и воспитанию детей.

Светлана БЕЛОВА,
учащаяся 9 «б» класса
Казанской средней
общеобразовательной школы
Фото из семейного архива