Медиакарта
12:38 | 25 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Помогите встретиться с отцом!»

«Охота за тенью» - совместный проект «Тюменского курьера» и газеты «Светлый путь» продолжается

Мне кажется порою, что солдаты,

С кровавых не пришедшие полей,

Не в землю нашу полегли когда-то,

А превратились в белых журавлей.

Наверное, в это беззаветно верят те, кто потерял своих близких и родных, друзей и знакомых – дорогих сердцу людей. Их унесла в бескрайние и непостижимые просторы забвенного мира страшная и беспощадная Великая Отечественная война 1941-1945 годов.

В памяти наших прадедов, прабабушек, дедов она будет долго гореть обжигающим пламенем боли и скорби, в истории Отечества её след не иссякнет вовек.

Виталий Павлович Жиряков, уроженец деревни Тандашково Нижнетавдинского района, ныне проживающий в селе Велижаны, никогда не видел своего родного отца. Виталий появился на свет уже после того, как 23 июня 1941 его отца призвали в ряды Красной Армии. В августе этого же года солдат пропал без вести. Только теперь, спустя почти семьдесят лет, стало известно, что наш земляк боец Красной Армии Жиряков Павел Иванович похоронен где-то на тверской земле.

Если бы не областной поисковый отряд «Кречет», благодаря которому и найден красноармеец, Виталий Павлович так и не узнал бы, что стало с его отцом.

Восстанавливают имена героев

Ребята из поисковых отрядов выполняют непростую работу, они совершают настоящий подвиг. Не рассказать об этом было бы неправильно с нашей стороны.

Поисковому движению Тюменской области около двадцати лет. На протяжении всего времени действуют и активно развиваются поисковые отряды и объединения. Поисковикам небезразлична судьба наших земляков, не вернувшихся с войны. В составе этих экспедиций ребята работают на территориях Новгородской, Тверской, Ленинградской и Курской областях, а также в Крыму. Они занимаются поиском и захоронением останков солдат и офицеров Советской Армии, которые в официальной статистике значатся пропавшими без вести.

За всю историю движения было проведено более 140 полевых экспедиций, поднято и подготовлено к перезахоронению свыше 8000 останков бойцов и офицеров РККА, найдено 238 смертных медальонов, из них прочитано 113. Через поисковые отряды прошло более 2000 человек, 54 из которых были награждены нагрудными знаками «За активный поиск».

Каковы же основные направления деятельности областного поискового центра? Это и архивно-мемориальная работа; и уроки мужества в образовательных учреждениях и высших учебных заведениях; и полевые экспедиции; и почётные караулы в дни Боевой славы; и проведение митингов, посвящённых победе в Великой Отечественной войне. Кроме того, члены движения оказывают помощь ветеранам-фронтовикам и труженикам тыла, благоустраивают братские захоронения, проводят акции «Я – гражданин», «Красная звезда», «Никто не забыт, ничто не забыто», работают с передвижными музейными экспозициями. Но прежде всего, ребята проходят школу базовой подготовки. Сейчас в составе областного поискового центра одиннадцать отрядов и объединений.

16 августа 2005 года в Тверской области, Западно-Двинском районе, в деревне Андреевское отрядом «Кречет» был найден боец-красноармеец. В личных вещах его находился смертный медальон на имя Жирякова Павла Ивановича 1913 года рождения, уроженца Омской области (ныне Тюменской) Велижанского района, п. Тандашково. Он похоронен в д. Брод Тверской области 16 сентября 2005 года.

В результате архивных работ было установлено, что Жиряков Павел Иванович 26 августа 1941 пропал без вести. В книге памяти значится: оставлен на поле боя.

Удалось кое-что узнать о действиях 264 стрелковой дивизии, которая вела бои в районе д.Андреевское, где и воевал наш земляк.

Сражались как в последний раз

Тяжёлые кровопролитные бои видимых успехов не имели – части незначительно продвинулись вперёд. Наступившая ночь снова прошла в подготовке и к исходу дня 24 августа – третьего дня наступательных боёв, дезорганизовав и расстроив решительным натиском оборону противника, пытавшегося обходом овладеть Андреевскими высотами, подразделения 914 полка продвинулись на 2 км правым флангом и до 1,5 км левым, не достигнув 300-500 метров до атакуемых высот. Враг подошёл к Боброво, на окраинах которого был остановлен шквальным пулемётным огнём. В полдень взвод сводного батальона капитана Подольского ворвался в Андреевское, отбросив штыковой атакой до 1,5 пехотных рот, оборонявших его северо-восточную окраину. Будучи окружённым, взвод продолжал героически отбивать атаки более чем 200 немцев, сужавших вокруг наших кольцо. На протяжении пяти часов 23 смельчака вели неравный бой. К вечеру их осталось четверо, и только эта четвёрка в пятиминутной рукопашной схватке штыком и прикладом уничтожила 27 немецких солдат. Враг не сдавался, вводя всё новые и новые резервы. За пять дней наступательных действий наша дивизия потеряла до 3,5 тысяч убитыми и ранеными, из них более 140 человек начсостава.

Подразделение 914 полка, отразив три контратаки, в которых было целиком уничтожено две пехотных роты противника, разрушено три ДОТа и пять ДЗОТов, захвачено свыше 50 автоматов, два противотанковых орудия, множество винтовок и других трофеев, взяло в плен 17 фашистов, сумело удержать населённый пункт Шелыганы.

Этот факт говорит о самоотверженности сынов Советского Союза в борьбе с лютым врагом.

Так живёт сын героя

Мы зашли с фотокорреспондентом в дом, где проживает Виталий Павлович Жиряков, сын погибшего солдата, и ахнули! Ветхое деревянное жилище дышит на ладан. Внутри – кухня и две комнаты, где абсолютно никаких удобств, только старая изношенная мебель, веющая прошлым веком. В комнате на стене – портрет отца. Не буду описывать все подробности быта, дабы это не самое страшное в жизни Виталия Павловича.

Нам навстречу вышел не просто пенсионер, а больной, еле передвигающийся немощный пожилой человек. Скромно в сторонке сидела его супруга, молча смотрела на незнакомых посетителей и улыбалась – несколько лет назад бедную женщину парализовало. В старом развалившемся доме живут два одиноких инвалида… Господи, дай им силы на завтрашний день!

Я думала, что не смогу без слёз слушать историю Виталия Павловича, так больно и обидно за него стало. Но мужчина оживился, когда я спросила об отце. Бледное лицо озарилось светом надежды. Было видно, что этот человек нас очень-очень ждал.

– Я родился уже после того, как отца забрали на фронт, – начал Виталий Павлович. – Мать одна меня воспитала, замуж больше не выходила. Жили мы в деревне Тандашково, там я окончил четыре класса и до восьмого учился в Носыревской школе. Мать работала в колхозе дояркой.

– Об отце она Вам рассказывала, наверное? – спрашиваю.

– Мама немного о нём рассказывала, так как ей это было непросто, всегда со слезами на глазах. Он работал в колхозе, как и она. Недолго они пожили вместе, их скоро разлучила война, и больше они уже никогда не виделись. Мама всю жизнь хранила его фотокарточку, осталась ему верной до конца своих дней.

Потеряв мужа, Пелагея Васильевна посвятила себя воспитанию единственного сына. Много работала. Они продолжали жить в Тандашково. С каждым днём Виталик всё больше напоминал своего отца: те же черты лица, та же улыбка, тот же нрав. Когда сыну пришла повестка из военкомата, женщина испугалась – «своего единственного мальчика, свою кровиночку она ни за что не потеряет». Тогда и пригодились документы мужа Павла, пропавшего без вести во время войны. В армию Виталия не взяли, но предложили учиться на курсах шофёров. Так всю жизнь и проработал в родном колхозе: и трактористом был, и комбайнером. Ни разу в жизни Виталий Павлович не был в отпуске. Вскоре женился на местной девушке Зое, родили двух ребятишек.

Уже несколько лет сыновья живут в городе, у них свои дети, которых нужно растить. Старший Борис – водитель, проживает с родителями жены. Виктор работает вахтовым методом, ездит на Север, в Тюмени он с женой и дочкой Настей снимает квартиру. По выходным сыновья приезжают в Велижаны, к родителям, всё остальное время за стариками ухаживает друг семьи.

– Вот уже более полугода я почти не встаю, – с горечью поделился Виталий Павлович. – Прошлой осенью, как обычно, встал пораньше, чтобы управиться по хозяйству. Было очень скользко, и я не рассчитал: не успел опомниться, как уже лежу на земле. Сильно ударился затылком, позвоночником. Врачи признали сотрясение мозга. У меня до сих пор головные боли, ноги совсем не слушаются. А тут ещё и ишемию сердца признали.

Да, не позавидуешь пожилому человеку: жена семь лет как парализована, и сам теперь в инвалида превратился. Когда дедушка заплакал, моё сердце сжалось – невозможно оставаться равнодушным к чужому горю, к чужой беде.

Несмотря ни на что, Виталий Павлович держится молодцом, даже строит планы на будущее. Сейчас его заветная мечта – побывать на могиле отца, похороненного на Тверской земле.

– Мне очень жаль, – говорит ветеран, - что я не знал отца, но, мне кажется, это мой долг – навестить его там. Да и сыновья мои должны знать, где похоронен их дед.

Как хочется надеяться на гуманное отношение органов соцзащиты к нашим ветеранам-землякам, что они сделают всё возможное и невозможное, чтобы помочь Виталию Павловичу.

Победа в Великой Отечественной войне – это наш общий праздник. Это наша общая радость и боль. Давайте не забывать тех, кто подарил нам жизнь и светлое будущее, давайте помнить и о детях отважных, героически защищавших родную землю солдат! Помогите ветерану встретиться с отцом. Давайте сегодня будем милосердными, ведь завтра может быть уже поздно.

Елизавета КУН