Медиакарта
18:51 | 26 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Фотография весны 45 года

Фотография весны 45 года
10:22 | 07 мая 2010
Источник: Наша жизнь

Семейные фотографии – это всегда история. История рода, история семьи, история человека. Эти снимки бывают разные: радостные, непринуждённые, официальные. Но есть среди них и такие, на которых запечатлена история страны, история народа. Хранится подобная фотография вот уже 65 лет и в нашем семейном альбоме.

Сделан снимок 8 мая 1945 года в Кёнигсберге. Неизвестный фотограф запечатлел четверых фронтовых друзей, четверых из тех миллионов, которые кровью и потом, не жалея жизней, шли долгих 1418 дней и ночей, чтобы победить. Среди них и мой свёкор Данил Филиппович Дацкевич. Фотография очень маленькая, потёртая на сгибах, кое-где даже переломлена.

Глядя на этот снимок, сделанный в фронтовых условиях, дед Данила (так мы его звали) часто вспоминал, как военный фотокорреспондент снял их с друзьями на память:

– Стоял я в карауле. Вдруг вижу, что друг мой бежит и кричит: «Победа! Победа! Победа!» Я даже не поверил сразу. И делать не знаю что, я ведь в карауле. Все кричат, никто никого не слушает, обнимаются, даже не верилось, что всё кончилось… Радости нашей не было предела!

Нужно сказать, что, как и большинство фронтовиков, Данила Филиппович не любил рассказывать о том страшном времени, и я его понимаю. Слишком глубокие раны оставила война в его сердце. Много горя и слёз он увидел за те страшные годы. Но после моих настойчивых расспросов мыслями возвращался он в фронтовое время и начинал вспоминать, каждый раз заканчивая свой рассказ словами: «Был бы я грамотный, книгу для внуков бы написал».

Что интересно: свёкор никогда не рассказывал о своих личных чувствах и переживаниях, а говорил обо всех, кто находился на фронте рядом с ним. Природный такт и скромность не позволяли ему хоть как-то выделить себя из числа однополчан: «Мы встретились лицом к лицу со смертью. Мы повзрослели, в глазах каждого из нас появилась какая-то горькая мудрость. Побывав хоть раз под бомбёжкой, начинаешь привыкать к взрывам, стрельбе, крови, но к смерти привыкнуть всё равно нельзя. Просто более мужественно начинаешь переносить очередную утрату. Но смириться со смертью невозможно. В это трудно поверить, но два года мы не видели населённых пунктов, только леса да поля, да как осень сменяла лето. Шли под обстрелами фашистских самолётов. С каждым днём товарищей становилось всё меньше. Война – грязное, страшное дело: смерть близких, гибель друзей, которые только начали жить. Страшно…».

Данил Филиппович был интересным рассказчиком. Как жаль, что за ежедневной суетой я не нашла времени записать его рассказы.

Д.Ф. Дацкевич был человеком весёлым, общительным. Он любил жизнь во всех проявлениях, радовался каждому дню, солнечному или пасмурному. Так, как может радоваться лишь сильный духом человек, познавший горечь поражений и утрат и радость Великой Победы. Данил Филиппович – ровесник Октябрьской революции. Родился он в 1917 году, на фронт ушёл, отслужив в армии, уже вполне взрослым, всё понимающим человеком. Поэтому, как он сам говорил, умирать не хотелось, мечтал выжить и вернуться домой. Он верил в это и вернулся. Не раз судьба испытывала его. Но он выжил. Выжил для того, чтобы потом рассказать нам, своим детям и внукам, обо всём, что пришлось ему увидеть и испытать. А может быть, и потому, что мысль о собственной смерти никогда и не приходила к нему – сильному, терпеливому.

Я внимательно рассматриваю пожелтевшую от времени фотографию, с которой смотрят на меня широко распахнутые, полные надежды и веры в завтрашний день глаза. Глаза, которые видели смерть. А кто они, те три солдата, что рядом с нашим отцом, дедом, прадедом? Кто они, солдаты Победы? Может быть, у кого-то ещё есть такая же фотография – фотография весны 45 года?

Светлана ДАЦКЕВИЧ
с.Ильинка