Медиакарта
18:58 | 27 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Еврейский квартал

Еврейский квартал
16:11 | 20 февраля 2012

В старой части Тюмени живут постройки царских времен, молчаливо поглядывают на прохожих, вкусы и мода у людей меняются, а домам тем нипочём, они украшают собой улицы. Так называемый еврейский квартал в центре города демонстрирует не просто архитектурные памятники, он воссоздает колоритную картину тюменской жизни.

Квартал очерчивается улицами: Кирова – Дзержинского (западная и восточная границы) – Володарского, Урицкого (северная и южная части). И думаете, так просто еврейские купцы взяли да построили добротные особняки? Представителям этой нации надо было ещё постараться проникнуть в здешние края, пустить корни…

Не продадите фальшивый документик?

У всех наверняка сложилось мнение, что в царское время в Сибирь ехали не по своей воле. Это место ссылки. Тем удивительнее звучит рассказ раввина синагоги Игоря Варкина, что российские евреи добровольно хотели поселиться в Сибири. Исторически сложилось, что черта осёдлости евреев проходила по территории Белоруссии, Украины, Литвы, Молдовы и Польши, за её пределы выезжать им запрещалось. Климат там благоприятный, кажется, что не жить? Но рост населения приводил к обнищанию, труднее было реализовать себя как личность. Сибирь, хоть и суровый край, но свободный. Людей ценили за способности, таланты, энергичность. Поэтому евреи нелегально переезжали в Тобольскую губернию. Порой возникали анекдотичные ситуации. Честный человек купил себе документы жулика, чтобы попасть в ссылку и после остаться в Сибири. Что интересно, добропорядочным евреям поселяться в Тобольской губернии воспрещалось, а преступникам дорога открыта. Так выход же есть: оговорить себя, по мелочам нарушить закон. Кроме ссыльных сюда ехали нелегалы. Опять же удивительный факт. Еврея-портного, мастера по пошиву военной формы, стражам порядка надлежало выдворить на родину, в Белоруссию, а его сами жандармы прятали. Значит, золотые руки были у того портного. Николаевские солдаты, отслужившие в армии 25 лет, получали право селиться в любой местности Российской империи, некоторые из них выбирали наш край.

Еврейская община Тюмени постепенно росла, по статистике, в 1827 году в ней насчитывалось 17 человек, в 1845-м – 34 человека, в 1897-м – 266, а в 1913-м – 259. Цифры приблизительны, потому что не учитывались нелегалы. Кстати, население города в 1913-м было 42186 человек.

По свидетельству современников, «еврей-сибиряк обладал чувством человеческого достоинства, отсутствием высокомерия, характер у него мягкий и прямой. Он никогда не унижался перед чиновником, никогда не скрывал принадлежность к еврейской жизни и не допускал обиды со стороны последних».

Тюмень была торговым и ремесленным городом. Устраивались богатые ярмарки, на которых различных товаров местного производства выставлялось в изобилии. Его надлежало выгодно сбыть. Но руководство ярмарки издало недальновидное распоряжение, что евреям появляться на сим значимом для края коммерческом мероприятии запрещается. А как же пустить товар за границу? В результате обеспокоенные торговцы обратились к руководству с просьбой отменить распоряжение, так как «неприезд сюда евреев грозит известным расстройством коммерческих дел».

Кто гонял лошадей по Царской

Теперь отправимся в путешествие по еврейскому кварталу. Яркие штрихи событий и судьбы людей хранит каждый дом. Такие сюжеты о «мелочах жизни» достойны пера Михаила Зощенко и Надежды Тэффи.

На Царской, ныне Республики, 36, жили Брандты. Родоначальник этого клана – отставной рядовой солдат Хаим Лейбович. У него было несколько сыновей. Лейба держал магазин готового платья, торговал швейными и вязальными машинками, галантерейными товарами. В 1907 году газета «Тобольский край» напечатала заметку, что у Лейбы Брандта похитили корову. Приставы и околоточные занялись её поиском. «…Прибыв в Угрюмовские сараи в доме Жолнеруса, где проживает ранее замечавшийся в краже коров Василий Ведов, нашли лишь части мяса и окровавленные орудия, которыми была убита корова. По предъявленным ушам и рогу коровы Лейба Брандт и его служащий признали похищенную корову, почему мясо и выдано Брандту».

В 1918 году, 20 июня Лейба Хаимович получил послание: «Совет городского хозяйства просит Вас одолжить на время – дня на два на три – линейку, которая будет Вам возвращена». Занятно, с какой просьбой обращалась советская власть к буржуям.

Упомянутый дом по улице Республики, 36 принадлежал его брату Иоселю Хаимовичу Брандту. На фронтоне здания долгое время красовалась звезда Давида. Её не могли замазать до тех пор, пока в Тюмени не появилась финская краска. Сейчас звезду Давида прикрывает герб города.

Внук Лейбы – Леонтий Вениаминович Брандт - ветеран Великой Отечественной войны, служил в разведке, не раз переходил линию фронта, за подвиги награждён медалями и орденами.

По соседству с домом Брандтов находилось не менее интересное здание, принадлежащее «Торговому дому братьев Шайчик». На первом этаже его продавались меха, галантерейные товары. А на втором – Янкель Шайчик открыл Клуб приказчиков, который посещали чиновники, служащие, купцы, приказчики. Там была хорошо обставлена, оборудована сцена, зал, по некоторым сведениям, на 500 мест. Устраивались концерты, спектакли, танцевальные вечера и другие увеселения. По вечерам мужчины играли в карты. Имелся буфет и библиотека на 5 тыс. книг. При клубе был сад, в котором тоже организовывались всякого рода увеселения. В 1946 году на базе бывшего клуба приказчиков организовали областное концертное бюро, а в 1967-м на фундаменте дома Шайчиков построили филармонию.

На улице Ленина, 47 (Спасской) сохранился другой дом Янкеля Шаевича Шайчика. Кованые кружевные ворота увековечивают его имя. Тут был не просто одиночный красивый особняк, а целая усадьба. К своему барскому дому Шайчик пристроил каменную двухэтажную кладовую, деревянную баню с брандмауэром. Летом 1918-го в Тобольской губернии вспыхнул чехословацкий мятеж. В Тобольске был арестован председатель ревкома Немцов. В ответ тюменский ревком арестовал и посадил в тюрьму 50 заложников из числа состоятельных людей. Среди них был Янкель Шайчик. В июле 18-го вошедшие в Тюмень чехословаки освободили заложников. В августе 1919-го вместе с отступающими колчаковцами и несогласные с большевистской властью бежали из Тюмени. Возможно, с ними был и Шайчик.

Его добротный дом заняли другие обитатели. Здесь размещалась фельдшерско-акушерская школа, в годы Великой Отечественной войны тут готовили медсестёр. В 1954-м на базе фельдшерско-акушерской школы организовали медучилище. После тут работал Дом санитарного просвещения, в 80-е годы – Тюменское отделение Детского фонда, в 1991-м – турецкая фирма, потом – магазин «Старый город» ОАО «Тюменьпромсервис». Рядышком, на Ленина, 49, стоит деревянный зелёный особнячок. В нём в давнее царское время жил капельмейстер Исай Бейн. У него был оркестр из 18 музыкантов. На духовых и струнных инструментах они играли в городских парках, в том числе в клубе приказчиков.

На Первомайской, 39 (Голицынской) жил купец Вульф Рабинович, торговал он готовым платьем, мехами, шубами. В 1907 году газета «Тобол» известила тюменцев, что Рабинович, несмотря на предупреждение полиции, быстро гонял лошадей, катаясь по Царской улице в дни рождественских праздников, за что и был вызван в мировой суд. На суд Рабинович явился один, местные острословы отметили: «один, надо полагать, без лошади». Обвиняемый полностью оправдался, так как его на тот момент вообще в Тюмени не было. Тех же, кто навели на него напраслину, оштрафовали.

Каменный двухэтажный дом по улице Республики,28 принадлежал семейству Шлема Оверштейна, имевшего магазин готового платья и мастерскую по пошиву одежды. В музее «Дом Машарова» можно увидеть экспонат - женский жакет с ярлычком «Магазин Ш.М.Оверштейна». Известно также, что Шлем Менделевич активно участвовал в делах религиозной общины.

Френч для Ленина

На ул. Ленина, 12, Красина, 16 (Телеграфной) располагался приземистый зелёный особняк, в нём в советское время находился детский сад почтамта, затем общежитие университета. В 2003 году дом снесли. Давным-давно проживал в нём Израиль Литманович Альтшуллер. В его магазине продавались часы, велосипеды, швейные и пишущие машинки, музыкальные пластинки, граммофоны. Этот предприниматель имел даже типографию. Занимал он активную жизненную позицию, был старостой синагоги. В 1928 году, несмотря на свой 80-летний возраст, Израиль Альтшуллер выступил инициатором создания в Тюмени отделения Общества по землеустройству евреев трудящихся (ОЗЕТ). Созданное отделение быстро набирало обороты, евреи-горожане под руководством советской власти организовали 2 или 3 колхоза.

История сохранила интересный факт. Сын Альтшуллера Михаил-Мендель Израилев Альтшуллер в декабре 1912 года явился в первый призывной участок Тюмени для отбывания им воинской повинности. Работники призывного участка столкнулись с проблемой: по законам Российской империи и по действующему в Сибири «Уставу о паспортах» 1903 года, «Евреям приезд и водворение в Сибирь воспрещается». Такая вот ситуация вышла: явился доброволец, а ему говорят: «Вас здесь вообще не должно быть».

Дом на Дзержинского, 74 связан с ещё одной громкой фамилией – Хацкелевич. Краевед Маргарита Леонтьевна Хацкелевич составила свою родословную, в ней есть очень интересный факт. Её дедушка Меер Файвишев (Михаил Фаддеевич) считался лучшим портным в Тюмени. Он получил высшее портновское образование, потому что «закончил в Санкт-Петербурге курсы академической кройки под литер А, Б – статского и военного платья, и был удостоен в 1912 году звания закройщика». Курс обучения его состоялся при финансовой помощи зятя – Янкеля Шайчика, о котором мы уже вели речь.

В годы Великой Отечественной войны главному закройщику Военторга портному Хацкелевич заказали сшить френч без подкладки. На вопрос: «Когда на примерку придёт его обладатель?», ответили: «Лучше не спрашивайте». После войны он узнал, что шил костюм для Ленина.

Другая известная в Тюмени фамилия – Шустер. Иосиф Шевелевич имел фотоателье, электротеатры, арендовал помещение Текутьевского театра. В Спасском саду находился павильон (палатка) это и был кинотеатр «Модерн», на улице Царской располагался «Весь мир», а еще по некоторым сведениям он имел кинотеатр «Прогресс», переименованный в «Художественный». «Важнейшее из всех видов искусств» богатства Шустеру не принесло, он обращался в Гордуму с просьбой разобрать кинотеатр на Спасской. Именно Шустер запечатлел бесценные для истории события: первые парады тюменской милиции, фотографировал он и Григория Распутина.

Краевед Владимир Полищук отыскал любопытные факты из жизни фотомастера. Оказывается, Распутин посещал синематограф Шустера. 27 марта 1914 года Григорий Ефимович провёл у своего приятеля Стряпчих, что имел усадьбу на улице Никольской (Луначарского). На эту квартиру приезжал Шустер, чтобы запечатлеть «старца» на кинематографическую ленту (она, увы, не сохранилась). 29 июня 1914 года состоялось покушение на Распутина, его доставили в больницу, что на ул. Даудельная. Навестить его приходил Шустер. После лечения в знак благодарности «старец» сфотографировался с персоналом больницы. Снимок сделал всё тот же Шустер. Ещё одна любопытная деталь: 29 июня 1914 года Распутин получил телеграмму от Иосифа Шевелевича. «Великий старец» тут же вышел на улицу, велел догнать почтальона и дать ответ на телеграмму Шустера.

Иосиф Шевелевич жил на квартире своего соплеменника мещанина Воробейчикова на Царской. У знаменитого тюменского фотографа был младший брат Шустер. О нём меньше сведений, известно, что переехал он в Тюмень из Тобольска, тоже имел фотоателье, после революции работал фотокорреспондентом газет «Трудовой набат» и «Красное знамя».

Шалом, друзья!

На улице Кирова, 44 (Крестьянская) находится синагога. 2 сентября 1912 года газета «Сибирский листок» поместила информацию: «Освящение вновь выстроенной еврейской каменной синагоги 26 августа отличалось большой торжественностью и представляло оригинальное зрелище. Около четырех часов дня в синагоге собралась почти вся наличная еврейская тюменская община; парадная дверь синагоги была заперта на ключ и запечатана лентой. Многочисленная толпа еврейских женщин стояла у синагоги с зажжёнными свечами и букетами цветов; все были одеты в светлые туалеты; мужчины-евреи собрались в нижнем этаже, где временно хранились святые свитки; на торжество освящения пришло много русских, в числе их - представители города и другие приглашённые лица. После кратких молитвословий почётные члены еврейской общины во главе с кантором и раввином, взяв свитки, при пении псалмов двинулись в новое помещение синагоги. Впереди процессии шли дети с зажжёнными свечами; еврейские женщины усыпали путь св. свитков цветами; когда процессия подошла к запертой двери синагоги, председатель строительного комитета Ноторин, обратившись к бывшему в толпе Текутьеву, просил его как бывшего городского голову, оказавшего много услуг при постройке синагоги, сделать честь еврейскому обществу – разрезать ленту у входной двери. Текутьеву на подносе были поданы ножницы, и он торжественно расстриг ленту, затем раввин г. Айзенштадт, которому был подан ключ от дверей, открыл двери, и процессия, сопровождаемая детьми и женщинами, вступила при пении псалмов в новый храм…». Далее газета подробно описала, как проходило замечательное событие для евреев Тобольской губернии. И сообщила, что внутри синагога прекрасно выглядит, освещается электричеством, стоимость здания – 15 тыс. рублей.

В годы атеизма в синагоге размещались общежитие, библиотека, склад, музыкальная школа, филиал филармонии, тюменская контора «Союзаттракциона», даже хотели передать здание чекистам, но они отказались, так как требовался серьёзный ремонт. Долгое время синагога стояла без крыши, без дверей, прекрасные окна, украшенные звёздами Давида, были выбиты.

В 1997 году один из руководителей ТНК Герман Хан оказал финансовую помощь, и синагога начала возрождаться. В декабре 2001 года её восстановили. На торжественное открытие из Москвы приезжал главный раввин России Адольф Шаевич.

Синагога в переводе означает – «Дом собраний». Издревле наделена она не только религиозными, но и общественными функциями. Это место для собраний, обучения, праздников, благотворительности. Двери Дома собраний открыты: шалом хаверим! («здравствуйте, друзья!»). Все, кто побывал в нём, независимо от вероисповедания ощутили гостеприимство и радушие. Замечательно, что в синагоге имеется экспозиция, рассказывающая об истории пребывания на сибирской земле еврейского народа, и воссоздан уголок домашнего убранства. Старинные вещи были найдены на чердаках бывших купеческих особняков или подарены членами общины.

А теперь замечательный факт, которым гордится наш славный сибирский город. Известный на весь мир джазовый композитор Ирвинг Берлин родом из Тюмени, отец его был служителем культа (кантором). Ицик Балин (настоящее имя композитора) родился 11 мая 1888 года. Когда мальчику исполнилось пять лет, семья перебралась в Нью-Йорк. Выходит, в 1893 году будущий знаменитый музыкант уже бегал по улицам американского города, слушал музыку чернокожих. А на его далекой родине лишь в 1890-х годах произошла легализация еврейских общин.

В 1905 году еврейская община обратилась к тюменским чиновникам с просьбой разрешить построить синагогу, положительный ответ поступил через пять лет. Стало быть, Берлины не бывали в нашей синагоге. В 1988 году, когда Ирвинг Берлин отмечал столетний юбилей, тюменский музыкант Всеволод Бессараб отправил ему поздравление, которое закончил словами: «Мы импровизируем «Александр рэгтайм бэнд» в Вашу честь!». Дочь композитора Линда Берлин Эммет ответила благодарственным письмом, в котором сообщила, что для Ирвинга Берлина это настоящий запоминающийся подарок.

А где же до постройки каменной синагоги собиралась еврейская община? В дома Князева, что на Ленина, 10. На втором этаже община арендовала помещение. Вот туда-то, по всей видимости, и ходил отец знаменитого музыканта. Есть сведения, что в 1907 году была построена деревянная синагога, а потом уже каменная. Соломон Моисеевич Айзенштадт, первый раввин, был владельцем аптеки, провизором.

В Ляминском логу (район улиц Герцена-Тургенева) находилась еврейская баня (миква). В ней проводился обряд омовения для еврейских женщин. Это было одноэтажное бревенчатое здание длиной 810 см, шириной 610. В 80-х годах овраг обвалился, поглотив старинную постройку…

В 2012 году будет отмечаться столетие тюменской синагоги. Это событие не только для религиозной общины, но и в целом для всей культурной составляющей Тюмени.

Среди еврейского народа были отличные экономисты, предприниматели, ремесленники/ работники культуры, науки, медицины. Кстати, о докторах. Врачи православной веры были в основном терапевтами, так называемые «стыдные болезни» не лечили. И кто же поможет человеку в беде? Доктора еврейской национальности лечили любые болезни. В 1927 году газета «Красное знамя» напечатала объявление: «Доктор И.М.Шайчик. Сифилис, кожные, венерические. Прием ежедневно от 7 до 9 утра и от 5 до 8 ч. вечера, ул. Урицкого, (бывшая Архангельская №9), верх». Старожилы Тюмени вспоминают ещё детского врача Шайчик. Пока неясно, являются ли они родственниками небезызвестного тюменского предпринимателя Янкеля Шайчик.

Пытливые исследователи уже начали поиск неоткрытых или подзабытых страниц истории. Но один факт не дает покоя краеведам и всем неравнодушным тюменцам. На Затюменском кладбище хоронили иудеев, православных, католиков, мусульман. Этот некрополь снесён, на его месте выстроен асфальтовый завод.

Может, поставить там памятный знак?

Автор: Елена Дубовская