Не успел выйти на улицу, а дед Мороз тут как тут. Нет, самого не видать, но щёки и нос щиплет так, что мало не покажется. Тут ещё сосед вышел, обратил внимание на моё совсем непраздничное рыбацкое одеяние и затянул старую песню про собаку и доброго хозяина, который свою любимицу и на двор в такой мороз не выгонит, а ты, мол, куда-то собрался. Я ему про Продовольственную программу, хроническое недоедание россиянами рыбы и рыбопродуктов, про нужду, наконец, и голодающих домочадцев, ждущих своего добытчика, как из печи пирога, а он, рационалист доморощенный, в ответ: «Проще в магазин сходить, там этого добра на любой вкус и кошелёк». Ну что ты тут ему
скажешь. Крыть, как говорится, нечем. Наверное, это ещё и потому, что сам понимаешь – какое-то зерно здравого смысла в его речах всё-таки есть.
Но не останавливаться же на полдороге, надо продвигаться в сторону реки, тем более, что сегодня соревнования рыбаков-любителей по подлёдному лову рыбы. Так что поморозить нос, судя по всему, придётся. К тому же «чайникам», говорят, полезно посмотреть на ухищрения маститых рыбаков. Вот только ручку с тетрадкой в который раз забываю прихватить, а так бы кое-что записывал за ними, зарисовывал. Придётся опять на ус мотать науку рыболовства, да только будет ли от этого какой толк? «Быть должен, – говорю сам себе, к тому и нужда обязывает, – непременно чему-нибудь да научусь, что-то да подсмотрю».
Движимый противоречивыми чувствами, добираюсь-таки до берега реки Тавды, что рядом с устьем впадающей в неё Саранки – место давно облюбованное, и не только нижнетавдинцами. На расчищенной от снега автостоянке уже добрых два десятка машин, и ещё подъезжают авто с рыбаками и болельщиками – любителями острых ощущений. Рыбакам-то что, они как будто при деле, а тут три часа пробыть на морозе, согласитесь, занятие не для слабонервных.
У всех морозоустойчивых и не очень дорога одна – вниз к реке, на лёд. Там уже сущий муравейник. Кто-то успевает регистрироваться у судейского столика. Но большинство шастает туда-сюда, прикидывает, присматривается и, судя по безмолвно шевелящимся губам, что-то наколдовывает. Настроение у всех приподнятое, а бравый вид большинства участников соревнований явно указывает на потенциальных победителей. Собственно это и не удивительно, поскольку настрой на победу – сила великая.
Но вот ровно в 10-00 звучит команда главного судьи соревнований, и рыбаки дружно устраиваются у приготовленных
лунок. Прямо надо сказать, первые пойманные ёршики удовлетворения рыбакам не приносят, но и разочарования нет. Постепенно и лунки, как говорят, разлавливаются, и удильщики приспосабливаются, набивают руку. Через час рыбалки у кого-то среди ершей появляется небольшой налимчик, у кого-то – пара-тройка окуней. Но и обделённые рыбацкой удачей соревнующиеся сдаваться не собираются. Мороза никто не замечает. Да и костёр с дымящейся в казане ухой, пусть он и поодаль, но согревает.
Зрители и болельщики начинают потихоньку кучковаться у костра – оно и теплее, и от лишних неприятностей подальше, потому как шастая подле лунок с медитирующими рыбаками, можно запросто и отворот не в самых изысканных выражениях заполучить. А иной медиум так глянет исподлобья, что и слов никаких не требуется –
иди, мол, куда угодно, только не пугай рыбу, не мешай рыбачить. Вот и три часа, отведённые на выявление сильнейшего, пролетели. Пора подводить итоги. Участники соревнований потянулись к судейскому столику
на взвешивание улова. Самым удачливым в этот день стал И.Бугра, у него в пакете оказалось 1810 граммов рыбы. Наградой ему стало всеобщее признание, медаль победителя и портативная газовая плита. Второе и третье места заняли В. Долгих и В. Скрипков с уловом под полтора килограмма. И когда награждали участника за самую крупную пойманную рыбу, а им оказался ёрш весом 115 граммов, в голове «закрутился калькулятор» – это сколько же надо было поймать ершей ростом и весом, понятное дело, поменьше на 1800 граммов – вот это упорство так упорство!
Памятными призами также был отмечен самый пожилой участник соревнований, им стал К. Миргазизов 1940 года рожде-
ния из Чугунаево, и самый молодой – Д. Пестриков 2003 года рождения из Тюмени. Насколько был широк возрастной диапазон участников, настолько широка и география. Понятно, что основная масса соревнующихся была из Нижней Тавды, но были представители из Тюмени, Заводоуковска и других населённых пунктов района. А всего соревновалось 54 рыбака.
И когда люди потянулись с реки в горку, почему-то подумалось о том, что у нас есть какие-то объединяющие организации, контролирующие, казалось бы, чем не случай пообщаться с народом, за который они с таким самозабвением ратуют. Наверное, взносы собирать да штрафовать проще, чем что-то дельное организовывать, разъяснять, учить в конце концов уму-разуму нас, ущербных.
Впрочем, это уже, наверное, от сожаления по прошедшему празднику, на котором всем было здорово и весело, хотя был и определённый дух соперничества. Участники соревнований и зрители выражали свою благодарность устроителям праздника – магазину «Рыбачок» и его руководителю А. Буракову. Уж больно по душе пришлась всем царящая на льду атмосфера дружбы, общения, взаимопонимания. И мороз всем был нипочем, особенно, когда собрались возле большущего казана с ароматной ухой.