Медиакарта
16:03 | 25 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

История глазами свидетелей

Впервые о селе Южно-Дубровное упоминается в архивных документах Армизонского ЗАГСа за 1858 год. Сколько воды утекло за это время? Бывало разное — плохое и хорошее... А что именно - доподлинно неизвестно никому. К счастью, сохранились некоторые архивные документы, благодаря которым можно «вернуть к жизни» какой-то исторический момент. Один из них мы попытались восстановить...

В годы Великой Отечественной войны в Армизонском районе существовало несколько детских домов и интернатов для детей-сирот и эвакуированных из блокадного Ленинграда. Одно из таких учреждений находилось в Южно-Дубровном. Когда точно образовалось - неизвестно, но, скорее всего, в годы войны. Изначально оно предназначалось только для местных ребятишек, оставшихся без родителей, полусирот и даже детей из полных семей, но не имевших возможности жить в нормальных условиях. Но потом, в июне 1945 года, после расформирования других детских домов к ним добавились маленькие ленинградцы, эвакуированные в начале войны в Сибирь, которых ещё не забрали родители и близкие родственники.

В то время там воспитателем работала Мария Кузьмовна Шевелёва (Сидорова), которая и по сей день живёт в Южно-Дубровном. Мы встретились с ней и попросили рассказать обо всём, что знала и помнила.

Родилась наша героиня 25 июля 1926 года в Калмаке. В семье она шестой ребёнок – поскрёбыш. После окончания 10 классов поступила в Ишимский педагогический техникум, одновременно работала и училась. Почему вдруг выбрала профессию учителя? Наверное, по примеру старшего брата Кирилла, который получил высшее образование и от рядового учителя дошёл до директора школы…

Свою педагогическую деятельность женщина начинала сразу после окончания ВОв в Зубарёвской начальной школе, где всего было два учителя. Когда учеников стало меньше, нашей героине пришлось делать выбор.

-Тогда РОНО заведовал И.П. Васильев, - рассказывает Мария Кузьмовна. – Вызвал меня в кабинет и поставил перед фактом – увольняться или ехать работать воспитателем в Южно-Дубровинский детский дом. Так, девятого марта, как сейчас помню, 1948 года переступила порог данного учреждения. После войны сюда перевезли и детей из Вьялковского межколхозного детдома - говорили, что там было совсем плоховато.

На работу Марию Кузьмовну принимал директор Ермил Тимофеевич Киприн, до него руководил д/домом с августа 1947 года по февраль 1948 Пётр Алексеевич Зарубин. И уже с осени 1949 года – Дмитрий Петрович Артюхов. Как рассказывает Мария Кузьмовна, и тому есть документальное подтверждение - смета и другая документация, где чёрным по белому написано, что детскому дому за пределами села была выделена земля. На 6 га ребятишки вместе с работниками детдома выращивали зерновые культуры – пшеницу, овёс, ячмень, а на 2,5 га — картошку, капусту, морковку и свёклу. Кроме этого, детдомовцы имели несколько дойных коров, телят, свиноматку, лошадей и быков. Для животных заготавливали сено на специально отведённых угодьях. Для этого набирались внештатные рабочие: пастух, скотник, конюх, доярка и т.д. Подготовленная смета утверждалась Тюменским ОблОНО.

-Но поначалу питание в детдоме было неважное, - делится воспоминаниями Мария Кузьмовна, - ребятишки не доедали, с одеждой тоже возникали проблемы. Но как только стали вести подсобное хозяйство – зажили хорошо. И поступление одежды улучшилось, правда, всё чаще была больших размеров, поэтому сами ушивали, подрезали, подключали к этому делу родителей, родственников, односельчан.

По словам нашей собеседницы, в д/доме работало 12 основных и подменных воспитателей, по два – в старших группах, по три – в младших. Ей доверили группу мальчишек от семи лет и старше.

В 1949 году были отремонтированы некоторые жилые помещения и хозпостройки. На тот момент они имели 4 спальни общей площадью более 154 кв. м, две комнаты для занятий (106,4 кв.м), столовую-кухню с подсобкой, медицинский изолятор, канцелярию, кабинет, а также прачечную и баню, кладовую-амбар, конюшню, погреб, швейную и столярную мастерские. В архивных документах нашли интересную смету на тот же 1948 год. Для отопления требовалось более четырёхсот кубометров дров и сучьев в год, сумма расходов достигала почти 12 тысяч рублей. Доставка воды в год выходила 5500 рублей, а на освещение, приобретение фитилей, стёкол, ламп и прочего – 2300 рублей...

-Знаете, всё боялась, как я с ними буду работать, - вдруг что-то вспомнив продолжила Мария Кузьмовна. – Но зря, нашла ключики к детским сердцам. Главное, что в нашей профессии нужно - их просто надо любить. Ко мне девчонки и мальчишки относились как к матери, обращались за любыми советами, вместе мы решали их проблемы. Каждый день ребятишек водили в школу и забирали. Так как в селе была только начальная школа, то старших возили в Армизон, там они жили в интернате, сюда возвращались лишь на выходные и каникулы. Старались, по возможности, чтобы все воспитанники были здоровыми и чистыми. Баня стояла на берегу озера, поэтому через десять дней устраивали банный день, смену белья, медицинский осмотр. Вспоминаю эти годы с теплотой в сердце, как самые лучшие в моей жизни.

-В августе 1950 года, - вспоминает Мария Кузьмовна, - началось расформирование детского дома. Лично развозила детей: в Уктуз – девочек, в Истошино – мальчиков. Оба учреждения находились на территории Бердюжского района. Тех же ребят, которые по возрасту не могли больше быть на попечении д/дома, через РОНО трудоустраивали. Какое-то время я переписывалась с детьми. Потом писем стало меньше, да и я, к сожалению, реже отвечала. Всё свободное время «съедали» работа, семья, строительство дома, ведь вскоре после этого я вышла замуж, перехала в д. Комлево.

Мария Кузьмовна трудилась в начальной школе вплоть до её закрытия в 1953 году. Оставшихся семь учеников перевели в Южно-Дубровное, вместе с ними и молодую учительницу. Там её педагогическая деятельность продлилась до выхода на заслуженный отдых.

Бок о бок с ней работали и другие воспитатели, одной из них была Мария Андреевна Жирякова. Сейчас пожилая женщина проживает у дочери Валентины в Бурлаках. С ней нам тоже удалось повидаться. Но это уже совсем другая история...

Автор: Лариса ЛАПУХИНА