Медиакарта
10:33 | 27 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

И дома твоего надежные ступеньки

И дома твоего надежные ступеньки
08:58 | 22 февраля 2012

Известная народная мудрость гласит: рыба ищет где глубже, человек – где лучше. Герой моего рассказа Эльмар Закирович Кузакбирдиев считает, что нет ничего лучше того островка, на котором стоит его родная деревня Малый Уват. И это несмотря на то, что отрезана она от «большой земли» водой да болотами. Добираться сюда большую часть года непросто. Летом, осенью и весной главный транспорт «островитян» - моторные лодки да болотоходы. А машины, автобусы начинают курсировать, когда топи скует мороз.

Но и преимуществ у этого «островка» немало. Рыба, дичь, кедровый орех, «золотая ягода» - клюква и другие дары природы. Если ты не ленив, расторопен, смекалист, то карман твой пустым не будет. И домашние закрома. Эти «плюсы» и перевесили в том неспешном решении, где же строить свое жилье молодой семье Кузакбирдиевых, когда они решили отделиться от родителей. То ли в малой своей деревне, отдаленной, труднодоступной, то ли всё же в Тукузе – центре поселения, как советовали в администрации. Одним словом, всё взвесили на большом семейном совете, и все «за» перевесили все «против» - в пользу Малого Увата. А точнее, привязанность к своему «островку». Вот такая предыстория у этой новой усадьбы (42-й по счету), первые колышки которой были забиты весной 2010 года, а поднялся дом-красавец осенью 2011-го.

Сроки просто рекордные. Кто помог и что помогло в этом деле застройщикам?

- Импульс дала Федеральная программа «Молодая семья», - говорит хозяин усадьбы. - Под нее мы получили 570 тысяч. Но деньги нам выдали только тогда, когда дом уже был «в наличии». И оформлен, как полагается. В эту стройку ушел и материнский капитал.

- А непосредственную помощь в строительстве оказывали родственники, как это принято в нашем народе. Сруб рубили в Вершинских, где живёт старший брат жены, плотник, как говорится, от Бога. На мох ставили с помощью моих родственников по матери и отцу. Такими же силами вели внутреннюю отделку. Отопление делали.

Отопление, кстати, в доме двойное – от печи и от электрокотла. В Тукузе, например, это уже во многих домах. А в Малом Увате только у наших новоселов.

Дом получился очень просторный, светлый, уютный. Кухня, прихожая, зала, три спальни. Для самих родителей и детей, которых трое: Зиля - десяти лет, Эльмира – восьми и пятилетний Артем.

Дети Кузакбирдиевых летом чаще всего находятся под присмотром дедушки с бабушкой, чей гостеприимный дом открыт не только для своей малышни, но и всей деревенской. И вообще для всякого гостя. Дело в том, что Закир Залихович до недавнего времени работал почтальоном. И все односельчане шли в этот дом, как клиенты идут на почту. Кому-то надо отправить письмо или посылку, иным конверты или открытки купить, газеты-журналы выписать.

Теперь доставка почты на сыне. А по деревне её разносит сноха, Райля Хартуковна, которая официально числится в этой должности. Но «мозговым центром», как шутят малоуватские острословы, остается всё же Закир-абый. Несмотря на свою инвалидность. После тяжёлой травмы позвоночника он прикован к коляске. Однако это не мешает ему быть по-прежнему нужным людям, помогать своим близким. Подписка, например, только на нем.

А Эльмар Закирович работает ещё и кочегаром в начальной школе. Отопление там водяное, но котел нагревается дровами. Без догляда надолго такую систему не оставишь. И когда он уезжает по почтовым делам в Тукуз, а это дважды в неделю, кочегарит тогда жена.

- Несёт Эльмар Закирович и общественные нагрузки. Он в деревне за старосту, - говорит глава поселения Гульсем Шарибулловна Зарипова. – Именно через него решаем мы многие бытовые проблемы. Скажем, по тому же благоустройству, вспашке огородов и прочие нужды. К весне перегоняем туда от МУП ЖКХ трактор, и Эльмар садится за руль.

«Как вы всё успеваете при таких-то нагрузках?» - задаю я вопрос своему собеседнику. Ведь всё прошлое лето он доделывал ещё дом, обшивал его снаружи металлосайдингом. Завершал хозпостройки. Разрабатывал целину под приусадебный участок…

Он молчит какое-то время, будто ищет ответ. А потом говорит с улыбкой:

- Так ведь это труд для себя, для людей, дорогих мне.

Я бы век так работал!

Любовь БАКАНИНА

Фото Зиннура Чанбаева