Новоселью быть
Ярсино значилось последним в списке запланированных посадок вертолета компании «Гелиос» в населенных пунктах проживания охотников муниципального унитарного промыслово-охотничьего хозяйства «Кедровый».
Побывав здесь уже раньше, я с нетерпением ждала встречи с гостеприимными хозяевами самого многолюдного из стойбищ демьянских ханты. И ожидания не были обмануты. Глаз радовали приветливые лица и появившиеся новые добротные постройки. Причем не только хозяйственного назначения, но и жилья.
Бригада врачей расположилась в доме опытного охотника Семёна Ивановича Ярсина, встретившего нас на посадочной поляне, и занялась медицинским осмотром ярсинских охотников и членов их семей, а также людей, приехавших со стойбища Иткиега.
Имея поручение передать Николаю Пономарёву, выпускнику Вагайской школы-интерната, бланк документа о согласии на получение жилья в доме, который построен для детей-сирот в Туртасе, я встретилась с его семьей, где растут двое детей. Старшей Жене четыре года, а младшему Андрейке в ноябре исполнился год.
Когда речь зашла о новой однокомнатной квартире в Туртасе, то жена Александра, недопонимая, что это постоянное жилье для всей семьи, а не только для ее мужа, от негодования буквально взорвалась. «Мы в Иткиеге-то не можем прописаться и детей прописать, хотя у нас есть дом, - сердилась она. - Значит, теперь у него будет квартира с пропиской, а у нас нет!? Не надо нам такой квартиры».
Так мы во второй раз услышали о проблеме регистрации, ставшей камнем преткновения для семей охотников.
В разговор вмешалась специалист областной организации «Кедр» Ирина Юрьевна Малых, которая терпеливо разъяснила молодой женщине разницу между жильем на стойбище, расположенном на землях государственного лесного фонда, и квартирой, предоставляемой Николаю, как сироте, то есть его семье, администрацией Уватского муниципального района.
Для Александры же самым главным доводом послужили не описание планировки квартиры и удобство расположения нового дома в центре поселка Туртас, где есть больница, детский сад и школа, а ее стоимость. А возможно и то, что жить во время промыслового сезона они, как и прежде, будут в Иткиеге. Для нас, не представляющих свою жизнь без телевидения и Интернета, интересно было услышать мнение молодых охотников о том, что перечисленные выше блага сродни наркотикам. Поэтому их на стойбище нет.
Услышав обещание передать главе Уватского района вопрос о проблемах регистрации на землях стойбищ во время традиционной предновогодней пресс-конференции, Александра успокоилась, а Николай со счастливым видом отправился заполнять необходимые документы, которые мы увезли с собой и передали по назначению.
Юрий Усанов
Когда летели в Ярсино, я очень надеялась, что встречу знакомых по прошлой командировке жителей деревни, ставших героями публикаций в нашей газете. Хотелось узнать, как изменилась жизнь людей за пять лет. И мои ожидания оправдались.
В приветливо улыбающемся статном молодом человеке я с большим трудом узнала Юрия Усанова, племянника Семёна Ивановича Ярсина со стороны жены.
Вспомнилась беседа пятилетней давности с четырнадцатилетним подростком, бросившим учебу и успешно занимавшимся промыслом, хотя он не был в штате «Кедрового».
Мать мальчика, охотник Прасковья Усанова, рано научила его ставить капканы, охотиться с ружьем на зверя, рыбачить. Сметливый Юра вскоре стал ей хорошим помощником. В первый класс Угутской школы-интерната юного охотника отдали поздно. Из-за того что его, переростка среди малышей, дразнили и обижали старшеклассники, проучившись всего два года, однажды во время каникул Юра приехал домой в Ярсино и в школу больше не вернулся. Подросток, привыкший думать о себе как о настоящем охотнике, не вынес глупых насмешек. В тайге же он чувствовал себя как рыба в воде.
На фотографии, сделанной мною в канун 2007 года, у Юры очень настороженный взгляд. Теперь же молодой человек - штатный охотник-промысловик унитарного предприятия «Кедровый» - смотрит открыто и приветливо.
От Ирины Юрьевны я узнала, что юноша является членом областной команды и постоянным участником соревнований по гребле на обласах, где ярсинцы выступают успешно. Елена Ярсина, тетка Юрия, дважды возвращалась на стойбище с дипломами призера состязаний.
Надо сказать, что и Юрий, проявив данную ему от рождения сметливость, овладел мастерством изготовления обласов. Благодаря лодкам, изготовленным Юрием с его дядей Семёном Ярсиным, общество «Кедр», создавшее при археологическом музее-заповеднике на озере Андреевском (подразделении областного краеведческого музея) этнографическую экспозицию «Стойбище коренных малочисленных народов Севера», имеет возможность проводить мастер-классы по гребле на обласах.
В создании данной экспозиции следует отметить роль демьянских ханты. Так, Ольга Усанова, например, сделала глинобитную печь для выпечки хлеба. Василий и Лазарь Тайлаковы соорудили навесы для обласов, а Юрий и Семён Ярсины построили лабаз. Есть в музее и еще одна работа Юры - нарты для собачьей упряжки.
Для Юрия 2011 год был особенным - он собственноручно построил в Ярсино дом.
Небольшой с виду, внутри он оказался достаточно вместительным, с отдельной кухней, спальней и залом. Теперь пора и о женитьбе подумать. Оказывается, что для людей, чья жизнь проходит в основном на таежном стойбище, найти спутника жизни не так-то просто. И в этом ему стараются помочь члены областного общества «Кедр». Так что новых состязаний на обласах Юрий ждет с нетерпением: там должно состояться знакомство с кандидаткой в невесты из рода охотников ХМАО.
Прощаясь, Юра рассказал, что газета, в которой когда-то был опубликован материал об ярсинцах, в деревне сохранена. И это несмотря на то, что обычно им недостает бумаги для пыжей.
Настало время прощаться, и мы отправились в обратный путь. Теперь на борту вертолета пассажиров стало на одного больше. В областную больницу № 20 (с. Уват) отправилась теща Николая Пономарёва, работающая пенсионерка Людмила Николаевна Ярсина.