Медиакарта
8:18 | 8 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Учитель призван реализовывать мечту детей

Учитель призван   реализовывать мечту детей
11:20 | 22 февраля 2012

Новая школа – это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников… Задача учителя – помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

(Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»)

Каждый школьный предмет несет в себе огромный воспитательный потенциал, будь то литература, биология или немецкий.

Несколько лет назад в своей профессиональной деятельности я открыла для себя простую истину. Оказывается, можно соединить воспитательные задачи урока (я преподаю немецкий язык) с внеурочной деятельностью классного руководителя. И когда это удается – работается легко и всё получается.

В 2000 году, после очередного выпуска моих одиннадцатиклассников, меня назначили классным руководителем нового детского коллектива. Опыт предыдущих 2-х выпусков помог мне создать воспитательную программу для этого класса на все 7 лет нашего общения. И на уроках немецкого языка уже в 6 классе, изучая тему «Знакомство», мы по-немецки знакомились со школой, учителями, новыми друзьями, так как к нам в класс влились ещё несколько новых учеников из параллельных классов. Мы не только знакомились, но и учились делать друг другу комплименты. Учились рассказывать о маме, папе, братьях и сестрах, а также о своих любимых животных. Мы писали друг другу поздравительные открытки, рисовали свои дома, квартиры, учили стихи и песни. Потом все это показывали родителям на родительских собраниях, делали выставки творческих работ. В конце 5 класса вместе с родителями мы отправились в путешествие длиною в школьную жизнь, взяв с собой удачу, дружбу, товарищество, взаимопомощь. Все подробности этого года на русском и немецком языках были оформлены в классе в виде стендов, витрин, выставок. Торжественно вместе с родителями мы начали писать книгу о себе и создавать фильм «Прекрасное далёко».

В школе в это время уже несколько лет существовала детская организация «Республика «Мы». Активно включившись в эту игру, мы всем классом голосовали за одного из кандидатов в президенты школы Костю Репина. И он победил. Игра в «Республику» предполагает наличие детских формирований, каждого со своим статусом. И мы создали город, который назвали ФРЕМДЕ ФРИДЕН, что в переводе с немецкого на русский язык означает «неизведанный мир». Так наша школьная жизнь, наша учеба и стали путешествием в «неизведанное». В начале 6 класса совместно с родителями мы построили дом из кирпичей дружбы, любви, взаимопонимания. Этот день стал праздником города ФФ, а жители стали называться фремдефриденцами.

В учебнике 6 класса «Немецкий язык» изучаются темы «Школа», «Зарубежные друзья», «Свободное время». Изучая эти темы, мы мечтали о школе будущего: на уроках строили проекты «Школа моей мечты». По этой теме были запланированы открытый урок для учителей района и открытый классный час для учителей нашей школы. Мне не трудно было совместить воспитательные цели урока с интересами ребят и моими интересами как классного руководителя: учить детей любить свою старенькую школу (тогда мы занимались в старом здании), делать для нее что-то полезное. Мы тогда и не представляли, что к нашему выпуску в нашем селе появится новое современное 4-этажное здание школы. И, забегая вперед, скажу, что Кугаевская Настя, участвуя в конкурсе «Ученик года-2005» в сочинении «Что бы я сделала, если бы смогла изменить этот мир», рассказала о «Школе мечты». В настоящий момент наша мечта сбылась. О том, как надо ценить время и какого рода содержанием наполнить его, мы говорили на уроках на немецком языке, а на классных часах – на русском.

Тема «Родина» в учебнике 7 класса прекрасно прошла у нас на уроке и на классном театрализованном представлении «Мать-Земля ещё только в рассвете…». Творческие работы детей, которые они выполнили на уроках, я использовала для оформления выставок и презентаций.

В 9 классе мы завели портфолио и сами удивились, насколько это было для нас интересным, неожиданным и необходимым.

Темы «Лето» и «Путешествие», которые изучаем в 8 классе, мы описали и оформили в проектах и творческих работах. А в заключение сходили в поход по родному краю. В 9-м классе активно продолжается наше взросление. Чувство собственного достоинства, свою позицию, свой взгляд мы попытались выразить, изучая тему «Проблемы молодежи сегодня».

А ещё, начиная с 5 класса, мы каждый год писали в нашу местную газету, рассказывая о своей жизни, делах, проблемах. Мне всегда хотелось придать значимость всем событиям, которые происходят в нашем классе, чтобы дети могли понять, что жить можно по-разному: можно скучно и обыденно, а можно интересно, с пользой для себя и других.

С тех пор я не отступаю от этого принципа. Со своими нынешними девятиклассниками, рассуждая на уроках над проблемами сегодняшней молодежи, мы пришли к выводу, что для нас важно найти призвание, реализоваться в профессиональном плане, иметь собственное мировоззрение, заниматься спортом и т.д. Тема «Профессии» и предпрофильная подготовка в 9 классе перекликаются. А вот, к примеру, с любовью, которая настигла нас уже в 7 классе, мы «опоздали»: программой эта тема предусмотрела только в 10-м. Конечно, время не стоит на месте. И пусть сейчас в этом плане бывают некоторые трудности, но ведь в одну и ту же реку нельзя войти дважды: всё течет, все изменяется. А трудности надо уметь преодолевать. И это даже интересней. Главное – суметь понять и помочь тем, кто в тебе нуждается. Я прекрасно знаю, где я не успела, не смогла помочь. И вижу, что для ребенка в дальнейшем это создает трудности. А сколько таких упущенных мгновений.

Хочется процитировать слова народного учителя СССР, директора школы А.А. Захаренко:

«Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – учителя, ребенка, родителя – и тут же реализуются. Если их нет, значит, то не школа, а обыкновенная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают – кто деньги, кто оценки и считают дни до отпуска и минуты до очередного звонка… Учитель призван реализовывать мечту детей».

И сейчас для меня урок не просто программный материал, а инструмент для реализации моей мечты о детях.

Галина ЗАХАРЧУК, почетный работник РФ, учитель высшей категории

с. Вагай