Медиакарта
8:14 | 22 августа 2024
Портал СМИ Тюменской области

Памятка по порядку обжалования в вышестоящие таможенные органы решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц

В соответствии со статьей  9 Таможенного кодекса Таможенного союза любое лицо вправе обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства - членов таможенного союза, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.

Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010 № 311-ФЗ (далее - Закон) установлено право любого лица обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если таким решением, действием (бездействием) нарушены его права, свободы или законные интересы, либо ему созданы препятствия к их реализации, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
Порядок обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц урегулирован главой 3 Закона.

**Как и куда можно подать жалобу**?                                                                     
Пунктом 2 ст. 37 Закона, установлено, что решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц могут быть обжалованы в таможенные органы (досудебный порядок) и (или) в суд, арбитражный суд (судебный порядок).                                                                             
При этом подача жалобы в таможенные органы не исключает возможности одновременной или последующей подачи жалобы аналогичного содержания в суд, арбитражный суд.                                      
Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа подается в вышестоящий таможенный орган.                               
Жалоба на решение, действие (бездействие) должностного лица таможенного органа подается в таможенный орган, в котором проходит службу (замещает государственную должность) это лицо, а на решение, действие (бездействие) начальника таможенного органа — в вышестоящий таможенный орган.                         
Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица может быть подана как непосредственно в вышестоящий таможенный орган, так и через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого или начальника которого обжалуется (п.1 ст.38 Закона).

Рассмотрение жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица не может производиться должностным лицом, принявшим обжалуемое решение, совершившим обжалуемое действие (бездействие), или нижестоящим по отношению к нему должностным лицом (п. 2 ст. 38 Закона).
В случаях поступления жалобы в таможенный орган, не имеющий полномочий ее рассматривать (например, в случае подачи жалобы на решение таможни, непосредственно подчиненной ФТС России, в региональное таможенное управление), жалоба должна быть направлена в надлежащий таможенный орган в течение трех дней с обязательным уведомлением заявителя.
Адреса таможенных органов: Уральское таможенное управление - ул. Шейнкмана,31, г. Екатеринбург, Свердловская область, 620014; Тюменская таможня - ул. Холодильная, 58 а, г. Тюмень, 625048; Тюменский таможенный пост - ул. 50 лет Октября, 200 а, г. Тюмень, 625019; Таможенный пост «Аэропорт Рощино» - аэропорт «Рощино», ул.С. Ильюшина, 10, г. Тюмень, 625048; Ишимский таможенный пост - ул. 8 Марта, 25, г. Ишим, Тюменская область, 627750; Тобольский таможенный пост - г.Тобольск, промзона, Тюменская область, 626150.

**Каковы последствия подачи жалобы**?
По общему правилу, закрепленному в статье 43 Закона, подача жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица не приостанавливает их исполнение. Вместе с тем при наличии достаточных оснований полагать, что обжалуемые решение, действие не соответствуют таможенному законодательству Таможенного союза и законодательству Российской Федерации о таможенном деле, а также в случае, если неприостановление исполнения решения, действия может иметь необратимый характер либо может повлечь причинение значительного ущерба заявителю, таможенный орган, рассматривающий жалобу, вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемых решений, действия до принятия решения по существу жалобы.

Каковы сроки подачи и рассмотрения жалобы?
Статья 40 Закона устанавливает трехмесячный срок для подачи жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица.
1) со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо о незаконном возложении на него какой-либо обязанности;
2) со дня истечения срока для принятия таможенным органом или его должностным лицом решения или совершения действия, установленного актом таможенного законодательства Таможенного союза, актом законодательства Российской Федерации о таможенном деле либо иным правовым актом Российской Федерации в области таможенного дела.
Согласно положениям статьи 41 Закона таможенный орган, рассматривающий жалобу, вправе восстановить срок обжалования в случае его пропуска по уважительным причинам. Уважительность причины представляет собой оценочную категорию, и возможность признания той или иной причины уважительной должна определяться в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств.
Срок подачи жалобы восстанавливается по заявлению лица, обратившегося с жалобой. Такое заявление может быть подано как в виде самостоятельного документа, так и содержаться в тексте жалобы. Восстановление срока обжалования выражается в фактическом принятии жалобы к рассмотрению и не требует вынесения отдельного решения. Отказ в удовлетворении заявления о восстановлении срока обжалования формализуется в виде решения об отказе в рассмотрении жалобы по существу и оформляется на бланке письма таможенного органа.
Срок рассмотрения жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица составляет один месяц со дня ее поступления в таможенный орган, правомочный рассматривать указанную жалобу, этот срок может быть продлен начальником этого таможенного органа, но не более чем еще на один месяц, о чем сообщается лицу, подавшему эту жалобу, в письменной форме с указанием причин продления (ст. 47 Закона).

В какой форме следует подавать жалобу?
В соответствии со статьей 42 Закона жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица должна быть подана в письменной форме и подписана лицом, обратившимся с жалобой. Жалоба на решение, действие (бездействие) в сфере таможенного дела должна содержать:
1) наименование таможенного органа или должность, фамилию, имя и отчество его должностного лица (если они известны), решение, действие (бездействие) которых обжалуются;
2) фамилию, имя, отчество (при его наличии) или наименование лица, подающего жалобу, его место жительства или место нахождения;
3) существо обжалуемых решения, действия (бездействия).
Эти сведения в совокупности позволяют идентифицировать предмет обжалования, что необходимо для проверки законности и обоснованности обжалуемого решения, действия (бездействия). В зависимости от того, обжалует лицо решение, действие (бездействие) таможенного органа или решение, действие (бездействие) должностного лица, в жалобе указывается наименование таможенного органа или фамилия, имя, отчество должностного лица. Если последние неизвестны, можно указать иные запомнившиеся сведения о должностном лице таможенного органа (его характерные приметы, звание, возраст и др.). Сведения о лице, подающем жалобу, его месте жительства или местонахождении позволяют не только определить предмет обжалования, но и уведомить лицо о решении по жалобе, о продлении срока ее рассмотрения, а также запросить у лица документы, имеющие существенное значение для принятия решения.
В ст. 49 Закона закреплена возможность применения упрощенного порядка обжалования решения, действия (бездействия) должностного лица таможенного органа. Данный порядок нацелен на максимальное упрощение процедуры обжалования и может быть применен для обжалования решений, действий (бездействия) должностных лиц таможни или таможенного поста в связи с перемещением через таможенную границу товаров, стоимость которых не превышает 1,5 млн. руб., и/или одного транспортного средства.
Упрощенный порядок обжалования решения, действия (бездействия) должностного лица таможенного органа предполагает:
- обращение лица с устной жалобой к вышестоящему должностному лицу соответственно таможни или таможенного поста, а в случае обжалования решения, действия (бездействия) начальника таможенного поста - к начальнику таможни, в регионе деятельности которой находится данный таможенный пост;
- безотлагательное рассмотрение жалобы на решение, действие (бездействие) должностного лица таможенного органа;
- незамедлительное принятие решения по жалобе на решение, действие (бездействие) должностного лица таможенного органа.

Каковы основания для отказа в рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица по существу?
Ст. 44 Закона содержит перечень обстоятельств, являющихся основанием для отказа в рассмотрении жалобы по существу. При применении указанной статьи следует учитывать, что отсутствие подписи физического лица может служить основанием для отказа в рассмотрении жалобы, только если из текста жалобы или из почтового конверта, в котором она поступила, невозможно установить фамилию, имя, отчество и местожительство заявителя.
Пунктом 2 ст.44 Закона определен срок для принятия решения об отказе в рассмотрении жалобы по существу, который не должен превышать пяти дней со дня поступления жалобы в таможенный орган, правомочный ее рассматривать, либо со дня получения им определения суда, арбитражного суда о принятии аналогичной жалобы к рассмотрению или судебного решения.

Имеется ли возможность отзыва жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица?
Статьей 45 Закона закреплена возможность отзыва жалобы, поданной на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица. Учитывая, что Законом закреплена письменная форма жалобы, отзыв жалобы также допускается на основании письменного заявления. Право на обжалование принадлежит лицу, права, свободы и законные интересы которого нарушены, в связи с чем отказ от жалобы по заявлению представителя допускается только в случаях, когда такое право представителя прямо предусмотрено в документе, удостоверяющем его полномочия. Жалоба может быть отозвана в любой момент до вынесения по ней решения.

Решение таможенного органа по жалобе на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица.
Решение таможенного органа по жалобе на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица принимается в письменном виде по форме, определяемой федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела. В таком решении должны быть указаны:
1) наименование таможенного органа, рассмотревшего жалобу;
2) номер решения;
3) дата и место составления решения;
4) должность, фамилия и инициалы должностного лица таможенного органа, принявшего решение по жалобе, реквизиты документа, подтверждающего его полномочия по рассмотрению жалобы (за исключением начальника таможенного органа);
5) фамилия и инициалы или наименование лица, обратившегося с жалобой;
6) существо обжалуемых решения, действия (бездействие), включая сведения о таможенном органе (должностном лице), решение, действие (бездействие) которого обжалуется;
7) краткое изложение жалобы по существу;
8) доводы и основания для принятия решения по жалобе;
9) принятое по жалобе решение;
10) сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.
По результатам рассмотрения жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица таможенный орган:
1) признает правомерными обжалуемые решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица и отказывает в удовлетворении жалобы;
2) признает неправомерными обжалуемые решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица полностью или частично и принимает решение об удовлетворении жалобы полностью или частично.
В случае удовлетворения жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица полностью или частично таможенный орган:
1) отменяет полностью или частично принятое таможенным органом или его должностным лицом обжалуемое решение;
2) отменяет принятое таможенным органом или его должностным лицом обжалуемое решение и обязывает этот таможенный орган или его должностное лицо принять новое решение в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле либо самостоятельно принимает такое решение, если его принятие относится к компетенции таможенного органа, рассмотревшего жалобу;
3) признает действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица неправомерным и определяет меры, которые должны быть приняты в целях устранения допущенных нарушений, либо самостоятельно совершает необходимые действия, если их совершение относится к компетенции таможенного органа, рассмотревшего жалобу, если такие меры и (или) действия не были приняты (совершены) ранее. По результатам рассмотрения жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, копия решения направляется лицу, обратившемуся с указанной жалобой, в пределах сроков, установленных статьей 47 Закона.