Медиакарта
5:44 | 11 января 2025
Портал СМИ Тюменской области

Нет, не забыть парням Афган

Нет, не забыть парням Афган
17:01 | 24 февраля 2012

«Девять лет, один месяц и 18 дней продолжалась война, развязанная на земле Афганистана» - записано в официальных документах. Бывший воин-интерна-ционалист, житель Загваздинского поселения Геннадий Белоусов провёл в Афгане полтора года. Но за эти 18 месяцев на чужбине он превратился в совершенно другого человека, стал иначе относиться к жизни, понятиям «долг», «дружба».

Отслужу, как надо, и вернусь

-Я ведь до той войны был обыкновенным мальчишкой, - стеснительно улыбается бывший афганец Геннадий Александрович Белоусов, - жил с родителями на хуторе Богдановка в Ставрополье. От нас до Моздока - 60 километров, чуть подальше, в 80 километрах, - Будённовск. У нас на хуторе, сейчас он стал селом, были средняя школа, садик. Любил играть с друзьями. Помогал родителям по хозяйству, семья многодетная: четверо братьев и сестра. Ответственность лежала на мне, потому что был старшим. После десятого класса поступил учиться в школу строительных мастеров в г. Светлограде, это небольшой провинциальный городок. Готовился к службе. Мы были так воспитаны - пройти армию считалось святой обязанностью каждого мужчины.

В 1981 году получил повестку в военкомат. Полгода находился в «учебке» под Челябинском. Ходили слухи, что после подготовки нас должны направить в Германию, но уже к концу учёбы стало ясно, что едем в другом направлении.

Под знойным солнцем Джелалабада

Разведбригада, в составе которой служил сержант Геннадий Белоусов, обслуживала три провинции: Кунак, Наргархар, Лагман. Их батальон расположился в Джелалабаде, небольшом городке. Местность гористая. Но если в горах ощущался холод, то в самом Джелалабаде стояла жара. Солдатам негде было укрыться от палящих лучей солнца. Правда, выросший на юге России Геннадий смену климата переносил вполне нормально, не в пример многим парням. Местное население встретило воинов-интернационалис-тов дружелюбно, с интересом.

  • В городе находился лицей, - вспоминает Геннадий Александрович, - и мы часто наблюдали, как ребятишки и молодёжь по утрам бежали на учёбу. Одеты по-современному, открытые лица, правда, встречались и ученицы в парандже. И вот что удивительно: патриархальный азиатский городок, но на улицах можно было запросто увидеть людей с современным двухкассетником или импорт-ными часиками. «Кока-колу», «фанту» мы впервые распробовали здесь. Обстановка была спокойной, просто нам дали понять: вы к нам не лезьте, а мы - к вам. Старались находить общий язык с жителями.

Не место для бравады

Как проходила служба? Задав этот вопрос, вижу резкую перемену в моём собеседнике. Он как бы сразу отделяется от меня невидимой преградой, не поднимая глаз, надолго замыкается, потом начинает осторожно подбирать слова:

  • Знаете, когда в 1982 году мы впервые столкнулись с «духами», мне стало по-настоящему страшно. Вот он бежит навстречу мне в накидке. Я в него стреляю. А он поднимается и снова, как будто заговорённый, идёт мне навстречу. Я опять стреляю и чувствую, что «духи» переигрывают нас, что я не могу справиться с ситуацией. Конечно, нам, пацанам, тогда было по 19 лет, и где-то в душе ещё была некая бравада, что я должен показать своё «я» - не отрицаю этого. Но Афган был не местом для бравады.

Выезжая на операции, мы старались держаться друг за друга. Именно здесь я понял цену настоящей мужской дружбы, ощутил, что такое чувство локтя, познал солдатское братство. У нас были ребята, которые, получив ранение и подлечившись в Союзе, могли остаться там для дальнейшей службы. А другие даже сбегали из госпиталя, чтобы вернуться в родную часть.

Конечно, испытали всякое. Видели разбитую возле Кабула нашу военную технику. Однажды ехали возле старой крепости. Один выстрел снайпера - и нет нашего переводчика. Случалось, попадали под огонь своих вертолётов. Что поделаешь, на войне не бывает без ошибок. Не без смеха вспоминаю гороховое меню, когда подавали на завтрак, обед и ужин одно блюдо - горох. Не подумайте плохо, кормили нас хорошо, у каждого взвода была своя кухня. Но иногда, когда закрывали перевал, продукты не завозили. Теперь на горох не могу спокойно смотреть.

То, что пережили мы в Афганистане, отложилось в памяти на всю жизнь. Конечно, со временем многое забывается, время лечит. Но когда говорят, что «вас никто не посылал туда», меня немного коробит. Мы давали присягу и честно исполняли интернациональный долг.

Герои живут рядом

Осенью 1983 года пришёл долгожданный приказ о демобилизации. И бывший замкомвзвода разведки Геннадий Белоусов вернулся в родные края. Радость родных была безмерной. А перед самым Новым годом солдата неожиданно вызвали в военкомат. И здесь в торжественной обстановке воину-афганцу прикрепили на грудь высокую правительственную награду - орден Красной звезды.

Эту награду вручают героям за совершённый подвиг. Прошу Геннадия Александровича рассказать об этом эпизоде его афганской жизни, но он, как всегда, отмалчивается. Лишь признаётся, что во время вывода группы из окружения был ранен командир. «Духи» начали их прижимать. Тогда замкомвзвода Белоусов возглавил отряд в 12 человек и благополучно вывел группу.

  • Повезло ещё, - говорит он, - что отряд бойцов вышел на взвод десантно-штурманского батальона, который находился неподалёку в засаде. Иначе бы - труба дело…

Пример отца

После армии судьба занесла бывшего афганца в далёкую Сибирь, где проживал его дядя. Так с середины 80-х годов хуторянин обосновался в Тобольске. Работал на строительстве водозабора. Встретил свою любовь - Людмилу Анатольевну. Так и остался в Загваздиной навсегда. Уже шестой год Геннадий Александрович трудится на Тобольском нефтехимкомбинате. У супругов Белоусовых растут красавцы, в родителей, сыно-вья-погодки Андрей и Василий. Оба, получив высшее образование, реши-ли отдать солдатский долг родине.

  • За своих ребят мне краснеть не приходится, - с гордостью улыбается их отец. - Попали в часть под Москвой, служили честно и добросовестно, награждены благодарственными письмами командования. Есть выражение: патриотизм начинается в семье. Для Андрея и Василия Белоусовых пример верности и служения Отчизне - их отец, прошедший суровую школу Афгана и ставший настоящим героем.

Клара КУТУМОВА, фото Тимура КАРЫМОВА и из семейного архива