Дважды за годы работы заносили портрет передовой телятницы совхоза «Большевик» Августы Терентьевны Фирсовой на районную Доску Почета. А трудового стажа, с 15 лет, когда она пришла работать в телятник, сорок лет набралось. Впрочем, и телятницей-то стала по примеру матери. Прасковья Степановна с малых лет брала ее с собой на ферму. В колхозе «Красный путь», куда вступили ее родители в числе первых жителей Старого Погоста, отец Терентий Григорьевич работал конюхом, а мать все время трудилась в животноводстве: и коров доила, и овец пасла, и за телятами ходила. Впрочем, тогда работу себе не выбирали, шли туда, куда направят.
Фактически Августе пришлось сразу же после окончания местной начальной школы браться за колхозную работу. Когда началась война, ей шел всего лишь одиннадцатый год. Отца на фронт не взяли по состоянию здоровья, хотя срочную службу он отслужил еще до войны. Вот и пришлось Августе всю войну трудиться вместе с матерью на телятнике. Зимой ухаживали вместе за группой животных во дворе, а летом вместо матери пасла телят. А их в группе всегда было не меньше сорока. Став постарше, Августа Терентьевна уже сама набирала от доярок и выращивала группы телят.
Позднее, после укрупнения колхозов, «Красный путь» влился в состав колхоза им. Семакова, который затем был преобразован в совхоз «Большевик». И все эти годы Августа жила и трудилась в родной деревне. Нигде за свою жизнь не бывала, ни в домах отдыха, ни в санатории, а про черноморские курорты и говорить не будем. Так что занесение ее портрета на районную Доску Почета, о чем я писал выше, было для нее, пожалуй, самой большой и светлой радостью. Нынешнее поколение, пожалуй, меня не поймет. А для нас, тех, кто трудился в советские времена, было это высокой наградой.
Впрочем, была в жизни Августы Терентьевны не только постоянная работа без выходных и праздников. Было у нее и семейное счастье. В 1950 году, когда ей было 20 лет, поселился в их деревне приезжий украинец Григорий Чумак. Дело молодое, нашли, как говорят, друг друга, и в деревне появилась новая семья. Он трудился на тракторе, а она на ферме, но вот детей бог не дал. Через 22 года совместной жизни собрался Григорий Евграфович и уехал в поисках хорошей жизни в Коми АССР. Обещал устроиться и жену к себе вызвать, но вызова она так и не дождалась. Только печальное известие о его кончине на новом месте принес Августе Терентьевне почтальон.
Сколько-то лет пожила одна, а на 55-м году вторично вышла замуж за совхозного шофера Александра Петровича Кузнецова, который был ее моложе на двенадцать лет. И снова жизнь сложилась хорошая. Прожили с ним двадцать лет душа в душу, но болезнь забрала у нее мужа. Не стало Александра Петровича в 1998 году.
С той поры живет моя героиня одна. Сейчас ее личный календарь отсчитывает восьмой десяток. В разговоре она мне сказала, что с детских лет не видела ничего хорошего, все в работе и в работе. Но сейчас на жизнь Августа Терентьевна не обижается: здоровье еще не подводит и пенсию получает вполне приличную. Правда, с хозяйством пришлось расстаться – силы уже не те, остались только кошка да собака, но картошку-моркошку в своем огороде выращивает по-прежнему.
В доме у нее уютно, все прибрано, чистота и полный порядок. Из близкой родни уже никого не осталось, а картошку садить, окучивать и копать помогают племянник Юра с женой Надей. Они живут в Вагае и частенько ее навещают, а в работе по дому Августа Терентьевна справляется сама.
Есть у бывшей телятницы разные награды. О некоторых теперь уже и забыли. К примеру: «Ударник 10-й пятилетки», «Победитель социалистического соревнования», «За трудовые успехи в народном хозяйстве СССР» и т.п. А почетных грамот и благодарностей за труд, что получала каждый год, наберется целая пачка.
Вот такая моя героиня, отдавшая всю свою трудовую жизнь сельскому хозяйству. Трудилась на совесть в одном месте и гордится этим.
От всей души желаю Августе Терентьевне крепкого здоровья и благополучия.
Степан СУХОНОГОВ