Я хорошо помню слова своего классного руководителя Тарасовой Нины Васильевны, которая не раз повторяла нам, своим выпускникам: «Если вы не знаете, в какую гавань держать путь, то ни один ветер не будет для вас попутным». Как верно сказано! Вот поэтому нужно выбрать свою гавань еще в школе, чтобы потом не тратить силы на ее поиск.
Так и сделала Наташа Глебенко, еще учась в старших классах Куларовской средней школы. Гавань выбрала, знала, что будет только учителем. А вот каким?! Ей легко давались все предметы и абсолютно все нравились. Мама, Татьяна Федоровна, убеждала Наташу: «Начальные классы – вот самый подходящий вариант! Малыши ведь в рот смотрят учителю, для них педагог – наивысший авторитет. У тебя, дочка, есть призвание к учительскому труду, но вот характера маловато… И дисциплину держать будет трудно. Так что начальные классы для тебя – самый лучший выбор!»
Наташа подумала… и решила: начну с азов. В 1988 году поступает в Тобольское педучилище, а через два года, в 1991, с дипломом учителя начальных классов по распределению приезжает туда, где родилась, выросла, где родительский дом, школа, уголок, где помнят и ждут…
Молодую учительницу направили заведующей Киселевской начальной школой.
Да здравствует работа!
Профессию освоить помогут науки,
Приложи лишь усердие, знания, руки.
Прощай, учеба, да здравствует работа!
Какой класс можно давать молодому учителю? Конечно, начинать лучше с первого, чтобы самому постепенно расти. Но в Киселевской начальной школе оказалось, что учить придется сразу три класса: первый, второй и третий. «Да, это не простой случай, - подумала Наташа, - выдержу ли?»
И она все-таки постаралась воспринять все происходящее с позиции «это нужно для обогащения моего педагогического и жизненного опыта». Стала готовиться. За летние месяцы молодая учительница подготовила классы: оформила то, что необходимо для учебы детей, составила расписание с помощью учителей Куларовской средней школы, учла все нюансы: 1 класс занимается до 12 часов дня, а затем 2, 3 классы. Методическая литература у нее была накоплена за время учебы в достаточном количестве и ассортименте, учебники для детей – в полном комплекте.
Наташа вспоминает: «И вот 1 сентября! Мой первый день работы. Все первое: первый мой класс, первые ученики, первые самостоятельные уроки. Думаете, не волновалась?! Еще как! А как увидела маленьких девочек и мальчиков, их зеленые, карие, голубые глаза, которые смотрели на меня с большим интересом, – сразу успокоилась. Да и родители меня поддержали. «Не робей, - говорили, - дети у нас хорошие».
Я всегда помнила, что в человеке прочно и устойчиво то, что впитает он в себя в юном
возрасте, то есть в начальном звене. Я работала так, чтобы детям учиться было весело и интересно, чтобы учеба доставляла им и радость, и удовольствие. И еще: в работе мне помогала психологическая установка: «у меня все хорошо – у тебя все хорошо». Она гарантировала успешное сотрудничество с детьми, успех обоюдный».
Наташа учила детей быть добрыми, справедливыми, уважать людей, хорошо вести себя, не бояться трудностей. Ведь учитель – это не тот, кто преподает, а тот, у кого учишься. Первый год прошел успешно!
Школа больше, чем работа
В Куларовской средней школе Наталья Викторовна трудится 18 лет. Из Киселевской начальной после года работы она не сбежала. Просто для нее благоприятно сложились обстоятельства: в средней школе появилась вакансия пионервожатой, а Наташа получила эту дополнительную профессию еще в училище.
Свои способности человек может узнать, только попытавшись их применить. Вот и Наташе представилась такая возможность. И оказалось, что она хороший организатор. Жила интересами детей, старалась раскрыть их талант, поручая задания с учетом интересов школьников. Такой подход давал хороший результат.
Пионервожатой пришлось работать недолго, около 3 лет. И вновь начальные классы. Семь лет Наталья Викторовна обучала и воспитывала малышей. Ее стиль работы – сотрудничество, уважительное, внимательное отношение к ребенку. Она старалась организовать учебный процесс так, чтобы каждый ребенок был занят. Верить в учеников – ее правило. И еще - быть всегда искренней, малыши очень чувствительны к фальши.
Шли годы. Наташа заочно оканчивает педагогический институт. И опять смена вида деятельности. Востребованному педагогу, талантливому, интересному, творческому человеку, ей пришлось, как и во всех сельских школах, вести разные предметы: технологию, биологию, изобразительное искусство, историю и обществознание.
Ей приходилось часто заменять уходивших на заслуженный отдых учителей.
Она говорит, что смена деятельности полезна - заставляет постоянно работать над собой. По ее мнению, самосовершенствование – процесс трудный, но доставляет искреннюю радость, удовлетворение. Поэтому она постоянно повышает свой профессиональный уровень самообразованием и регулярно проходя переподготовку в институте развития регионального образования.
Одной из первых освоив компьютер, Наталья Викторовна успешно использует в своей работе современные технологии. Разнообразие применяемых ею средств, методов, приемов обучения привносят в любой ее урок оригинальность, вызывают у школьников интерес, желание познавать новое. Поэтому ее уроки они всегда ждут с нетерпением.
Кроме того, Наталья Викторовна в школе главный воспитатель, она работает педагогом-организатором. Многое надо успеть за день: провести совещание с коллегами, подобрать литературу для будущего праздника, провести репетицию. Да мало ли забот у увлеченного в своем деле человека. Она не может без школы – это ее жизнь, интересная, насыщенная, разная.
Как же приятно видеть людей, для которых школа – это больше, чем работа, ибо она дает возможность извлекать радость из каждого прожитого дня. Может быть, это и есть настоящий профессионализм, который немыслим без особого куража. Я желаю Наталье Викторовне Половодовой и в жизни, и в работе оставаться искателем, находиться в постоянном поиске нового, интересного.
Лидия ТИМИНА, ветеран педагогического труда
с. Куларово