Медиакарта
10:05 | 3 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Живая классика

Живая классика
17:42 | 29 февраля 2012
Источник: Красное знамя

В начале февраля в Успенской школе стартовал первый этап Всероссийского конкурса чтецов прозаических произведений "Живая классика".

Вступительное слово авторитетного учителя, обладательницы президентского гранта Людмилы Александровны Мироновой перед началом творческого состязания придало праздничность и торжественность мероприятию. Она подчеркнула, что классическая литература представляет собой выдающиеся и общепризнанные произведения, имеющие непреходящую ценность для всех поколений. Это произведения А.С.Пушкина, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, И.С.Шмелёва, М.М.Пришвина. Романы, повести, рассказы, которые затрагивают интересы разносторонней аудитории, талантливые в смысле литературного мастерства, выдержавшие проверку временем, совпадающие с мироощущением разных поколений читателей. Как правило, речь в них идёт о добре и зле, любви и счастье, о поиске смысла жизни. Если любовь и интерес читателей к произведению не остывает, значит, это и есть живая классика.

В финал школьного этапа конкурса вышли пять учащихся шестых классов: Аня Фёдорова, Ваня Суслов, Ярослав Поливьянов, Юра Степанов и Антон Сингатуллин. Перед началом выступления каждый сделал сообщение об авторе, рассказал о том, с какими трудностями пришлось столкнуться, а самое главное, какие новые знания и умения приобрёл конкурсант.

Вот какими выводами поделился, например, Ярослав Поливьянов:

  • Я увлекаюсь историей, с интересом читаю статьи в журналах об обычаях и обрядах народа. При подготовке к конкурсу меня заинтересовало творчество И.С.Шмелёва и его "Лето Господне", особенно глава о Рождестве. Оказывается, этот праздник вот уже более двух тысяч лет отмечают миллионы людей. Иван Шмелёв описывает морозный вечер сочельника накануне рождества. Все ждут окончания поста, того мгновения, когда зажигается первая звезда. Моя бабушка Екатерина Петровна объясняла мне каждый непонятный эпизод, рассказывала о своем детстве, о том, как раньше праздновали рождество Христово. Я многое узнал о его рождении, о пещере, о младенце в яслях на сене, о православных обычаях.

Юрий Степанов рассказал следующее:

  • Я читал наизусть отрывок из произведения И.С.Тургенева "Бежин луг", где главные герои - крестьянские дети. Они охраняли летней ночью табун лошадей. Все мальчишки разные по характеру, но они рассказывают интересные истории, связанные с водяными и русалочками. Мне понравился рассказ Кости о Гавриле, слободском плотнике. "А знаете ли, отчего он такой всё невесёлый, всё молчит, знаете?" - так начинает он свой рассказ затаённым голосом. И каждый раз, как взрослый, прибавляет: "Братцы мои!" Подросток с увлечением пересказывает то, что услышал от отца. Сначала я сомневался, получится ли чтение именно этого отрывка. А когда заметил, с каким интересом слушают меня, понял, что получилось! Ведь я не просто читаю наизусть, но стараюсь сыграть этот эпизод.

  • Для выступления я выбрал отрывок из рассказа А.И.Куприна, - говорит другой конкурсант Иван Суслов, - потому что знаю, как относился он к труду писателя: с величайшей серьёзностью, работал много и упорно. В его рассказах меня пленяет удивительный талант рисовать словами людей, природу и животных. Александр Иванович любил природу, хорошо знал характер и повадки птиц, поэтому удивительно точно ему удаётся в рассказе "Скворцы" изобразить бой воробьёв, хитрость и терпеливость скворцов. Настоящим открытием для меня стали следующие строки писателя: "Впрочем, весною все звери и птицы и даже мальчишки дерутся гораздо больше, чем зимой".

Дополняет слова Ивана Антон Сингатуллин: "А.И.Куприн сильно любил собак, даже хотел посвятить всю книгу этим существам под названием "Друзья человека". Мне было очень интересно учить отрывок из произведения "Сапсан", а выбрал этот рассказ потому, что люблю этих животных. Автор повествует от имени собаки. Сапсан очень любит своего хозяина, потому что он его друг и покровитель. У них дома есть кошка Катя, Сапсан с ней живёт дружно, они даже пьют из одной миски. Автор как будто читает мысли собаки и пишет произведение от её имени. Всем, кто любит животных, советую прочитать рассказ А.И.Куприна "Сапсан".

Волнения финалистов конкурса не были напрасными - никто из них не остался без победы, а места в состязании жюри распределило следующим образом: первое место присудили Юрию Степанову и Антону Сингатуллину, второе - Анне Фёдоровой, а третье поделили между собой Ярослав Поливьянов и Иван Суслов.

Говоря о своих впечатлениях, Аня Фёдорова отметила:

  • Я испытала большое чувство удовлетворения, потому что пришлось для участия в конкурсе немало потрудиться. С выбором отрывка для заучивания наизусть определилась быстро. "Кладовую солнца" Михаила Пришвина я прочитала давно, и история о Насте и Митраше запомнилась мне ещё тогда. Главное - это не выучить наизусть, а передать голосом, интонацией переживания героев. Так получилось, что среди финалистов я была единственной девочкой, знала, что у меня сильные соперники и, конечно, волновалась. Рада, что судьи высоко оценили мой труд, и я стала второй.

В заключение как педагогу хочется сказать, что детство - это драгоценный дар, воспоминания о котором человек проносит через всю жизнь, и как важно нам, взрослым, умело направить в нужное русло и стремление совершать добрые поступки, и кипучую детскую энергию. Благодаря совместному общению и работе с детьми мы живём в гуще событий, одерживаем победы в войне с серостью и ленью, помогаем раскрывать в учениках их многочисленные таланты. Вместе с ними мы учимся видеть красоту, а, чтобы быть добрее и терпимее, стараемся чаше улыбаться, читать интересные и занимательные книги, обращаемся к живой классике мировой литературы. В этих книгах есть всё - сильные характеры, правильные взгляды на жизнь, стремление к счастью и гармонии. Поэтому мы и наши ученики не сомневаемся: по-настоящему будет мудр тот, кто не расстаётся с великими классиками и не устаёт, удивляясь красотой их слога и стиля, постепенно постигать глубину мысли.

Нина ЛЕВИНА.