Медиакарта
4:48 | 30 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Школа профессионального самоопределения

Школа   профессионального  самоопределения
11:40 | 11 мая 2010
Источник: Красная звезда

Национальная доктрина образования Российской Федерации в качестве одной из основных целей определяет подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности. Образование, обращённое к человеку, характеризуется множеством преобразований: меняются приоритеты содержания обучения, иными становятся педагогические технологии, стиль управления, критерии оценки деятельности, в ходе которых школа стремится повернуться к ребёнку.

МОУ "Нововяткинская СОШ", в соответствии со стратегией «Наша новая школа», призванной особое внимание уделять старшеклассникам, помогая им в выборе специальности, организовало профильное обучение старшеклассников. На сегодняшний день в школе -- два профильных направления: информационно-технологическое (информатика, математика) с получением профессии "Оператор ЭВМ", агро-технологическое (технология, основы агрономии и экономики) с получением профессий "Тракторист", "Портной".

В основе деятельности школы лежат три методологических принципа: открытости (функционирование школы в активном взаимодействии с производственным и социокультурными объектами); единства практической и исследовательской деятельности; равноценности всех видов педагогической деятельности – воспитания, обучения, трудовой подготовки, социальной работы с детьми и их семьями, психологической помощи детям.

Для того, чтобы до конца понять специфику нашего учебного заведения, следует отметить, что в школе обучаются 113 детей из 9 населённых пунктов трёх районов: Викуловского – д. Иковское, д. Новомалахова, д. Комиссаровка, д. Чаша, с.Балаганы, д. Тюлешов Бор, с. Нововяткино; Сорокинского -- с. Знаменщиково; Абатского -- д. Челнокова. Детей из д. Комиссаровки подвозят на занятия ежедневно (25 человек), учащиеся из остальных населённых пунктов (23 человека) проживают в пришкольном интернате. 94 человека – это дети из малообеспеченных семей.

Ещё одна особенность школы – это УКП -- учебно – консультационный пункт, функционирующий на её базе. Учащиеся его классов контингент непростой, требующий ежеминутного внимания и заботы. Таких учащихся в школе 20. 9 учащихся проживают в приёмных семьях, 17 обучаются по специальной (коррекционной) программе.

С целью создания социально-ориентированной системы обучения и воспитания в нашей школе запущено несколько программ, но эффективнее оказались: программа профилактики правонарушений «Будущее -- в настоящем», «Одарённые дети», программа успешной адаптации пятиклассников в основной школе «Новичок в средней школе» и, наконец, программа гражданско-патриотического воспитания.

В ходе реализации программы «Будущее – в настоящем» в школе создан совет профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, на заседаниях которого обсуждаются вопросы пропусков уроков без уважительной причины, нарушения правил поведения учащимися, для личной беседы приглашаются подростки и их родители (законные представители). Дети «группы риска» привлекаются к проведению внеклассных мероприятий, заняты в школьных кружках. В результате из поставленных на внутришкольный учёт в сентябре прошлого учебного года 12 человек на сегодняшний день остался 1 ученик. Нет учащихся, стоящих на учёте в ПДН, КДН и других формах внешнего учёта. Неоценимый вклад в организацию работы совета профилактики вносит глава администрации Нововяткинского сельского поселения и председатель Управляющего совета школы А.А. Жукова.

Предметом особого внимания сегодняшней школы является формирование системы дополнительного образования учащихся. Главная задача, над решением которой работает школьный педагогический коллектив в этом направлении, – обеспечить самоопределение и самореализацию ребёнка, оптимальное развитие его личности в соответствии со склонностями и способностями. Здесь значительную поддержку мы получаем от коллективов центра дополнительного образования и развития детей (Т.Ю. Васильева), центра спорта и молодёжной политики и ДЮСШ «Спринт» (С.В. Роот), надеемся на дальнейшее сотрудничество.

Кружок «В мире информатики» (руководитель Г. В. Жукова – учитель информатики и математики первой категории) востребован школьниками в свете развития информационных технологий. Ещё один кружок технического профиля «Юный мотоциклист» (руководитель А. В. Блинов – учитель технологии первой категории) с удовольствием посещают учащиеся 9-11 классов.

Традиционно популярным среди юношей остаётся СФК «Ратибор» (руководитель В. И. Илларионов), который функционирует на базе школы несколько лет. Для девочек в школе организован кружок «Кройка и шитьё» (руководитель Н. П. Глебова – учитель технологии 1 категории), а желающие получить профессию «Портной» после 9 класса могут продолжить обучение в классе технологического профиля. Сократилось, к большому сожалению, число спортивных секций, сегодня функционирует только одна – волейбол для учащихся 6-8 классов (руководитель А. А. Вяткин). Юноши проявляют интерес к хоккею, и опять же только благодаря совместным усилиям в зимнее время года на территории поселения функционирует корт.

Кроме того, в текущем учебном году учителя–предметники, подхватив инициативу администрации, организовали предметные кружки: «Хранители старины» (Н. И. Важенина), «Занимательный чертёж» (Т. П. Климентьева), « А ну-ка, реши!» (В. И. Пшеничникова). В целом в охвате учащихся школы наблюдается положительная динамика. В 2007 – 2008 учебном году охват составлял 48%, в 2008-2009 – 66%, в 2009-2010 учебном году –92%. Безусловно, успехи школы – это успехи её учеников и учителей. Совместная деятельность педагогического коллектива и воспитанников, которая является основополагающей в программе «Одарённые дети», приносит свои результаты.

Координаторами этой деятельности являются заместители директора: О. Н. Москвина – заместитель директора по учебно-воспитательной работе, грамотный администратор и талантливый педагог; Е. Н. Чернова – заместитель директора по воспитательной работе, молодой руководитель, который пытается сделать процесс воспитания детей основной целью современной школы.

Многие педагоги, не считаясь со своим временем, отдают все свои знания и талант на алтарь успешности учеников. Среди них, конечно, нельзя не назвать неравнодушного учителя истории и обществознания Важенину Наталью Иннокентьевну. Это беспокойный инициативный педагог, руководитель районного методического объединения учителей истории, хранитель школьного музея, участник конкурса «Учитель года -- 2007». Из года в год учащиеся школы выбирают её предметы для сдачи в рамках итоговой аттестации и показывают хорошие результаты. Два года подряд её ученики являются призёрами муниципального этапа Всероссийской олимпиады по истории и обществознанию. Наталья Иннокентьевна активно занимается исследовательской работой: так, 6 апреля текущего года 2 её ученицы (Абдрахманова Алтын и Устинова Олеся) выступали в ИГПИ им. П.П.Ершова на II Региональной научно-практической конференции школьников средних и старших классов «На пути к открытиям», где их работы были также отмечены.

Уже три года ученики школы участвуют в Международной олимпиаде по основам наук УРФО. Русский язык у учеников Мякишевой Ольги Николаевны – учителя русского языка и литературы с 20 - летним стажем, финалиста конкурса «Учитель года -- 2009» -- является приоритетным при выборе предмета для участия в олимпиаде. Так, из нашей маленькой сельской школы 21 ученик участвовал в Международном лингвистическом конкурсе «Русский медвежонок», четверо в литературном конкурсе "Золотое руно".

А вот Татьяна Павловна Климентьева сочетает в себе глубокие знания физики, основанные на практико-ориентированном подходе, и любовь к музыкальному искусству. Татьяна Павловна – учитель физики высшей категории, успешно преподающий ещё математику, черчение и музыку. Она очень ответственно и серьёзно занимается исследовательской работой с учениками, некоторые проекты вынашиваются учителем несколько лет. Результатом этой работы стало 2 место ученицы 11 класса Лашук Екатерины в муниципальном этапе конференции «Шаг в будущее».

С удовольствием дети принимают участие в творческих конкурсах, отмечаются грамотами победителей и призёров работы наших юных художников Федосеева Константина и Мякишева Никиты.

Развитие в школе информационно-коммуникационных технологий принесло свои плоды: 2 призовых места (Вяткина Вероника и Нусс Сергей) в конкурсе презентаций «В здоровом теле – здоровый дух». Три года педагоги и учащиеся школы участвовали в муниципальном конкурсе «Интерфейс», всегда были победители и призёры, но нынешний учебный год стал для нас очень успешным: из 8 участников -- 6 призовых мест. И наш коллектив готов и дальше работать над реализациями всех программ, направленных на становление и развитие личности каждого ребёнка.

С. Липчанская, директор Нововяткинской СОШ

Фото Т. Суховой