Медиакарта
14:14 | 27 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

… И каждый талантлив в чем-то своем

Ямки и канавки на поверхности керамической посуды приемщик-контролер крупного предприятия назвал бы браком, а искусствоведы считают их… «промысловым шиком». Гончар Андрей Задерий рассказывает, что специально оставляет в глине корешки, которые выгорают при обжиге, образуя мелкие раковины. Он обваривает изделие в молоке, натирает воском, и на поверхности проявляются красивые круговые узоры. Так посуда начинает во всем соответствовать традиционной. На нее приятно смотреть, держать в руках, гладить округлые формы. Народная посуда, считает Андрей, один из участников экспозиции «Народные промыслы», открывшейся вчера в Выставочном зале, - это квинтэссенция знаний, передаваемых мастерами из поколения в поколение. Мастерская гончара в Омске вся оклеена рисунками и фотографиями древних изделий, чтобы легче было погрузиться в этот мир, не отвлекаться на ненужное… И у него это получается великолепно -кружки, кувшины, тарелки, чайники и даже крынки – обычно разбирают за первые дни ярмарок. – Казалось бы, зачем в современном доме крынка? – говорит Задерий. – Я отвечаю: для уюта, от этого предмета становится хорошо, тепло… Творческая мастерская «Беленко», тоже из Омска, напротив, целенаправленно изготавливает посуду для повседневного использования. – Мы специально не используем никаких декоративных элементов для наших деревянных изделий, – говорит Виктор Беленко. – В старину мастера использовали для посуды натуральные краски, сейчас же нет такого лака, который был бы безопасен для здоровья. На стенде Виктора Кирилловича – ваза, сделанная из дерева грецкого ореха. Чтобы ее изготовить, материал высушивался, уплотнялся, набирал прочности в течение двадцати лет! Затем льняное масло, которым покрыли изделие, в свою очередь, сохло год. – В Китае, – говорит токарь-ремесленник, – делают подобную посуду, покрывают ее олифой, высушивают в сушильных шкафах за три дня. А чтобы не пахло химией, добавляют ароматизаторы… У нас хлебница, например, лакирована только снаружи, а внутри пахнет деревом. В своем городе отец и сын Беленко (Виктор в этом дуэте – старший) проводят мастер-классы, дают людям работу на дом, а самое главное – помогают реализовать продукцию. Собственно, помощь с продажей изделий – то, в чем нуждаются все участники выставки. Не случайно она была организована как ярмарка. И не напрасно в Тюмени создан Центр прикладного творчества и ремесел, аккумулирующий вокруг себя мастеров-индивидуалов. Резидентам этого промыслового инкубатора в выставочном зале было отдано самое большое пространство. Здесь любители лоскутного шитья, бондарный мастер, кукольники, ткачи, косторезы… Ольга Некрасова, занимающая лоскутным шитьем, говорит, что объединение в центр очень удобно. Если кто-то заинтересовался изделиями, то всегда может обратиться туда - ему дадут координаты мастеров, работают которые, как правило, дома. Индивидуальность мастеров и уникальность изделий – вот два столпа выставки. Причем, самая эксклюзивная вещь – и самая дорогая. Братья Арангуловы из Тобольска нашли бивень мамонта на берегу Иртыша, подклеили, отшлифовали, установили на подставку и продают за… миллион рублей. Приобрести этот сувенир или любые другие на выставке можно до 8-го марта.

Автор: Дмитрий Зайцев