Медиакарта
0:04 | 19 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Запрещённые солдаты»

Отважный танкист

День сегодняшний никогда не похож на день минувший, да и прошлое из жизни не вычеркнешь. Оно живет в каждом из нас, определяя поступки людей, их любовь и ненависть. И от того, какую память мы оставим о себе в сердцах наших детей и близких, зависит наше бессмертие.

Этот рассказ о человеке, который испытал не только ужасы войны, но и прошел немецкие лагеря, а после освобождения ещё долгое время доказывал в советских фильтрационных лагерях, что он не предатель.

Пётр Михайлович Сафонов родился в 1920 году в деревне Ялба Уватского района. В школе ему, как и большинству детей тех лет, долго учиться не пришлось. Закончив четыре класса, устроился рабочим на лесозавод.

Настало лето 1941 года. Повзрослевшие юноши и девушки с приходом теплых дней засиживались на вечёрках, присматривая себе пару, а кто-то уже подумывал и о будущей свадьбе.

Появилась девушка и у Петра. Но романтические отношения прервала война. В первый же месяц из деревни было призвано в армию почти всё мужское население. Только двоюродных братьев Сафоновых ушло на фронт 16 человек, среди них и Пётр Михайлович. Живой вернулся он один. Закончив танковое училище, рядовой Сафонов был отправлен в 134-й танковый полк 216-й СД. С первых же боев проявил свой сибирский характер, за что был переведен в танковую разведроту, а позже назначен командиром танка.

4 августа 1941 года, возвращаясь с задания, танк П. Сафонова попал под обстрел немцев. После долгого неравного боя члены экипажа были убиты, а контуженому командиру удалось выбраться из подбитой машины. Спрятавшись под днище танка, он потерял сознание. Очнулся от громкой незнакомой речи. В сознании промелькнула мысль: «Немцы. Плен». Но удача в тот день была на его стороне: колонну пленных советских солдат освободила одна из наступающих частей Красной Армии.

Добравшись в расположение своей части, Петр Михайлович с ещё большей ненавистью продолжил громить захватчиков.

Однако солдата Сафонова ожидало новое испытание. Танк под его командованием возвращался с успешно проведенной операции. В планшете лежала карта с подробной расстановкой сил противника. Уставшие, но довольные своей работой танкисты грезили об отдыхе. Вдруг из-за кустов показалось несколько боевых немецких машин. Завязался бой. Вражеский снаряд попал в гусеницу, и танк Сафонова остановился. Танкисты попытались покинуть машину, и в этот момент разрывная пуля попала в руку Петра Михайловича. Теряя сознание от большой потери крови и от нестерпимой боли, он попытался спрятать документы, которые ни в коем случае не должны были попасть в руки фашистов. Собрав все оставшиеся силы, Петр Михайлович сумел закопать планшет.

Как и в первый раз, он очнулся от незнакомой громкой речи. «Неужели опять плен?» - подумал танкист. Судьба-злодейка снова проверяла сибиряка на прочность. Несмотря на слабость, Петру Михайловичу удалось убежать. Раненный, часто теряя сознание, он скрывался по лесам, пока в один из дней не подполз к хутору. От голода страх притупился, и солдат стал пробираться к одному из стоящих на окраине домов. Сознание вернулось к Петру Михайловичу только тогда, когда он почувствовал, что кто-то обрабатывает покалеченную руку. Оказывается, одна их местных жительниц нашла его и, не побоявшись немцев, под покровом ночи перетащила в яму рядом со своим домом.

Украдкой женщина ухаживала за раненым. Раны постепенно начали затягиваться, оставляя огромные страшные рубцы, которые будут до конца дней напоминать Петру Михайловичу о боях и… о несостоявшейся любви.

В природе всегда и во всем соблюдается равновесие. В разоренном украинском хуторе, где за любую провинность либо непослушание можно было угодить на виселицу, расцветала любовь раненого солдата и его спасительницы. Но однажды по доносу соседа их схватили. Хуторянку расстреляли, а его в третий раз взяли в плен. Петру Михайловичу предстояло провести в немецком концлагере долгих три года, пока не освободили войска союзников.

Однако о скором возвращении домой пришлось забыть. Всех советских военнопленных отправили в фильтрационные лагеря, где людям из специального отдела НКВД предстояло разобраться, кто сдался в плен добровольно, а кого действительно пленили насильно.

Разбирательство по делу П.М. Сафонова продолжалось год. Наступило время вынесения приговора. И случилось чудо. В комиссии, выносящей решение, сменился председатель - на место выбывшего пришел командир танковой разведроты, в которой когда-то служил Петр Михайлович. Благодаря усилиям этого человека, П.М. Сафонова оправдали и разрешили ему вернуться домой.

На этом рассказ о Петре Михайловиче Сафонове нужно на время прервать и рассказать о другом человеке - Федоре Георгиевне Урубковой.

Федора Георгиевна родилась в деревне Аремзяны Тобольского района. Перед самой войной семья Урубковых переехала в Сургутский район. За компанию с подругами Федора поступила в Сургуте на курсы трактористов, а закончив их, получила ещё и «корочки» водителя.

Началась война. И 23 июня эта компания шоферов-подружек уже стояла на крыльце городского военкомата. Как удалось девушкам уговорить военкома - не известно, но их всех взяли на фронт водителями.

Сколько километров намотала Федора Георгиевна на своей деревянной машине по полям сражений, трудно подсчитать, а её смелости и решительности можно только позавидовать. За годы войны, побывав в самом пекле сражений, Федору Георгиевну даже не царапнуло. Воевали рядом с ней и её подруги. Так девчонки доехали до Берлина.

Война закончилась, пора возвращаться домой. Однако для молодых фронтовичек пребывание в Германии затянется на целый год. А всё потому, что недалеко от Берлина они обнаружили хутор немецкого фермера с огромным коровником. Хозяин был убит, а работники разбежались. Осталось только стадо некормленых и недоеных коров. Не многие бы из нас, наверное, так поступили, но девчонкам стало жалко животных и они решили переквалифицироваться в доярки, пока с фермой что-то не решится.

В вагоне-теплушке, забившись в уголок, ехал молодой красивый юноша, только необычайно худой и в немецкой шинели, а рядом с ним разместились веселые подруги, поющие песни, рассказывающие невероятные истории о своих военных приключениях. И одной из них стало интересно, почему же парень в немецкой шинели? Шуструю, любопытную девушку звали Федора Георгиевна Урубкова, а замученного, уставшего молодого человека в немецкой шинели - Пётр Михайлович Сафонов. С этого момента их разные судьбы связались в одну долгую семейную жизнь.

Лариса ФИЛАТОВА