Медиакарта
20:16 | 24 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Сельские светочи науки

Сельские светочи науки
11:03 | 05 марта 2012
Источник:

Накануне праздника всех женщин в Голышманово в течение трех дней выясняли, кого назвать лучшим учителем. Ни один мужчина не решился вступить в профессиональный спор с десятком представительниц слабого пола. После трех испытательных туров в короне победителя смущенно смотрела на коллег Лариса Александрова – учительница истории и обществознания Усть-Ламенской средней школы. В текущем учебном году это ее вторая победа!

– Я защитила диссертацию и получила звание кандидата педагогических наук. Зачем это надо учителю небольшой школы в сельской глубинке? Хотелось обобщить опыт, накопленный за четверть века работы, – рассказывает Лариса Юрьевна. – В 2006 году участвовала в конкурсе лучших учителей России, была удостоена гранта президента страны.

Благодаря этому у нашей многодетной и малообеспеченной семьи появился автомобиль. Сейчас победила в муниципальном конкурсе «Учитель года», это радость и большая ответственность, поскольку буду представлять учительство района на областном конкурсе.

Наша героиня не только опытная учительница, но и мама трех очаровательных дочерей. Старшая учится на четвертом курсе института экономики и права, средняя скоро станет педиатром и будет лечить голышмановских ребятишек (учится в медакадемии по направлению местной больницы), младшая мечтает стать дизайнером рекламного агентства, два раза в неделю папа возит ее в райцентр на занятия в школе искусств. Кстати, и жену привез на конкурс он, чтобы школа не тратила бензин на свой автобус, предназначенный для подвозки ребятишек из окрестных деревень. Вот такая она – простая сельская учительница.

– Рада, что приняла участие в конкурсе педагогов. Признаюсь, даже гордость испытываю, хотя и не вошла в тройку призеров. Для меня это хороший практический урок, – поделилась мнением молодая учительница начальных классов школы №2 поселка Голышманово, на базе которой и проходили соревнования мастеров, Юлия Петрушенко. – С удовольствием и легкой завистью смотрела, как держит себя на уроке Лариса Юрьевна. Восхищает ее тактичность. Некоторые элементы методики этого педагога взяла на заметку, буду стараться применять. Ведь главное не сколько лет детям, а как ты с ними общаешься. Посещение уроков коллег очень полезно, чтобы сравнить, оценить себя.

Талант педагога и в том, чтобы каждый раз говорить с ребенком по-новому о давно изученных и понятных для него вещах. Забывать, что ты знал вчера, чтобы постигать новую тему вместе со своими учениками. Новинкой нынешнего, четырнадцатого по счету, конкурса учителей школ Голышмановского района стали общение с учащимися на классном часе и беседа с родителями.

– Ни одно учебное заведение не готовит универсального учителя, – заметила Любовь Пономарева, заведующая методическим кабинетом отдела образования администрации района. – Работе с родителями в институтах не учат. Вот и представьте волнение молодого учителя, когда он идет на первое родительское собрание. Многие из сидящих за партами старше его, учится в школе не первый их ребенок, а у тебя еще и семьи нет, чтобы давать им наставления, как детей воспитывать… Общение с учащимися, кажется, не должно вызывать затруднения. Однако на практике видим, что учитель не всегда может полно, интересно и убедительно ответить на вопросы, которые задают ребятишки. Иногда переводит беседу в другую плоскость, в таком случае ученикам остается искать информацию в других источниках.

Желание конкурсанток показать все и вся во время укороченного на пятнадцать минут урока вносило сумбурность, некоторые даже забывали о своей педагогической концепции. Но не будем к ним так строги, ведь многие из них – молодые специалисты, они еще учатся стать «волшебниками». Не случайно жюри пришло к идее в следующий раз объявить номинации и для молодых педагогов, и для отличников образования (увы, некоторые пользуются этим званием, но не стараются применять его в практической деятельности).

Рассуждая о стандартах второго поколения в образовании, ветеран педагогического труда, член жюри Вера Мелюханова подчеркнула, что каждому учителю в первую очередь следует заняться самообразованием. И тогда он сможет на своих уроках совершать чудеса…

Учителю физкультуры Галине Педченко удалось войти в тройку финалистов. В последние годы забота о здоровье населения, в частности, привлечение с малых лет к занятиям физкультурой и спортом, обрело статус государственной программы. Педагог стремится помочь каждому ребенку в развитии потенциальных возможностей не столько на уроках, сколько в кружках и секциях. При этом недоумевает: судя по самому низкому коэффициенту в системе оплаты труда учителя физкультуры (а значит, и предмет) остаются на втором плане.

Какие бы ни разгорались дебаты о системе образования наших дней, учитель каждый день приходит в школу. Он чувствует свою ответственность за то, насколько успешными в жизни будут его воспитанники.

Автор: Галина БУРОВЦЕВА /фото автора/