Медиакарта
13:42 | 23 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Зачем учить географию, если есть извозчики

Зачем учить географию, если есть извозчики
10:19 | 14 марта 2012
Источник:

Много раз мне приходилось экзаменоваться. Не единожды сам принимал экзамены. Так что не с чужих слов знаю, что это своего рода лотерея, и многое здесь зависит от расположения, благосклонности и симпатии экзаменатора.

По собственному опыту знаю: любую поставленную задачу можно решить, если обложиться справочниками и нужной литературой. На экзаменах этими преимуществами не воспользуешься. Многое приходится тупо заучивать, и всё вызубренное мигом вылетает из головы вместе со сдачей экзамена. Конечно, качество школьного образования оценивается рейтингами специалистов, окончивших ту или иную школу. Но это оценки так называемого стратегического уровня. А вот текущие знания можно измерить лишь разовыми показателями, то есть экзаменом, количеством отличников и золотых медалистов.

Жизнь показывает, что очень немногие так называемые золотые медалисты в будущем становятся классными специалистами, а тем более серьёзными учёными. Тем не менее погоня за золотыми медалями продолжается. В советские времена (да, наверное, и сейчас) Министерство образования планировало определённое число золотых медалей. Далее это количество спускалось в регионы. Те, в свою очередь, распределяли их по городам и весям, учебным заведениям, школы назначали претендентов на медаль. И будь ты хоть трижды Ломоносов, Менделеев или Эйнштейн, шансов получить золотую медаль у тебя гораздо меньше, нежели у сына какого-либо важного чина, депутата или отпрыска богемной среды. Так тихо, келейно работала плановая социалистическая система «школа – вуз».

Конечно же, репетиторы и в прежние времена усердно натаскивали школьников, особенно тех, у чьих родителей водились деньги. У кого лишних средств не было, рассчитывали на свои силы. Вопрос с оценками нередко решался родителями с учителями полюбовно. Больших взяток, понятно, не давали – обходились конфетами, коньяком да парфюмом.

А потом отменили переводные экзамены, которые проводились, начиная с четвёртого класса. Начали сокращать школьные программы и упразднили занятия в субботу под предлогом перегруженности детей. За систематическую неуспеваемость исключать из школы теперь нельзя – где же недорослю время проводить, пока родители на работе… Так началась деградация общего среднего образования. Спохватились лишь в последнее время, когда катастрофически упал уровень подготовки специалистов высшей квалификации. При этом власть и деньги имущие, видя такое, стали посылать своих чад на обучение в Англию, Францию, Америку. Но всех за границу не отправишь. Нужно поднимать качество обучения в своей стране и, значит, совершенствовать форму и содержание экзамена.

С введением единого государственного экзамена (ЕГЭ) вопрос мелких подачек отпал сам собой. Да и текущие отметки потеряли своё прежнее значение, так как теперь только единый экзамен определяет статус школьника. И родителям нет надобности улещать преподавателя, чтобы их нерадивому чаду поставили более высокую отметку. Учителя лишились малых радостей, а чиновники – возможности без особых хлопот пристраивать своих недорослей в высшие учебные заведения. На смену плановому порядку распределения высоких отметок и медалей пришла стихийная, непредсказуемая, взятконеподъёмная система ЕГЭ. Учеников теперь нужно учить много и всерьёз.

Для большего понимания таких предметов, как физика и математика, необходимо уже с пятого класса вводить не только решение задач с помощью уравнений, но и основы дифференциального и интегрального исчисления. Я помню, с какими трудностями и умственными изворотами мне приходилось решать арифметические задачи в 5-6-х классах и постигать азы физики на основе традиционных логических рассуждений. Возможно, такой метод необходим для умственного тренинга. Но более эффективными, целесообразными для понимания законов физики являются методы дифференциального и интегрального исчисления, а для решения математических задач – уравнения. И не следует думать, что школьники не смогут освоить такие понятия. Это гораздо проще, нежели решать математические и физические задачи логическими построениями, не изучив систему и теорию логики. Обязанностью учителя должно быть не натаскивание ученика, а объяснение и консультирование. Основное занятие школьника – это самостоятельная работа либо дома, либо в компьютерных классах: постоянный тренинг в решении задач, написании статей, рефератов, конспектов и сочинений, которые размещаются на школьных сайтах, и по их рейтингу выставляются качественные оценки. Текущие отметки не имеют принципиального значения.

Учителя бы и рады перейти на эту методику, да вот ученики, особенно состоятельных родителей, не хотят много и упорно трудиться. Зачем, мол, учить географию – такси, а тем более поезд или самолёт и так довезут, куда надо. Зачем мне знать таблицу умножения, коль калькулятор под руками? Зачем осваивать правила написания, если есть компьютерный редактор? Они и в вузах так же учатся. Зачем нам интегралы и прочие премудрости, когда для нас уже имеются прикормленные места? А другие просто покупают дипломы о высшем образовании, кандидатские и докторские степени. Научить чему-либо, как и осчастливить насильно, нельзя. Можно, конечно, схитрить на ЕГЭ. Зачастую так и делают российские «умельцы» от педагогики. Но подлог возможен в единичных случаях. Да и то такие шалости в большинстве своем выплывают наружу.

Вот поэтому и поднялась против ЕГЭ немалая рать чиновничества, депутатов и прочих. Но чиновники – это не весь народ. Для простого человека что ЕГЭ, что обычный экзамен, разницы особой нет. Рядовой труженик производства и раньше конфет учителям не носил и теперь не носит. А вот с ЕГЭ шансы его ребенка получить достойное образование значительно увеличились. Увеличились во столько раз, во сколько раз уменьшились шансы «блатных». Их, ярых противников ЕГЭ, немного относительно всего населения России, но они наступательно агрессивны, крикливы и многоречивы. Им доступны все средства массовой информации, поэтому и организовали такой жёсткий прессинг по всем каналам радио и телевидения.

Конечно же, ЕГЭ не безупречен, как и вся процедура экзамена, в какой бы форме его не проводили. Для точных наук (а это почти вся школьная программа, за исключением нескольких гуманитарных дисциплин) ЕГЭ сомнений не вызывает, если адекватно и правильно сформулировать вопросы. Как-то ради любопытства купил я несколько весьма толстых учебных пособий по математике и физике применительно к заданиям по ЕГЭ. Время от времени, для тренинга, решаю понравившиеся и не нахожу ничего в них криминального. Обычные вопросы и задачи, которые необходимо решить в письменной форме, как и в прежние времена.

Автор: Вениамин МАРКУЦ