Кто составит цвет кинематографа через 5–10 лет? Что сохраняют из мирового достояния культуры молодые режиссеры, а что находят нового? Редакционная бригада побывала на Х фестивале «Дух огня» и попыталась ответить на эти вопросы.
На церемонии открытия стало понятно символическое название фестиваля. На экране прошли кадры из фильма Андрея Тарковского «Ностальгия», где герой Олега Янковского из последних сил пытается донести свечу, загораживая огонек от ветра ладонью, к памятнику. Свеча, огонь – это память о предках, это долг искусства помочь людям сберечь святое.
Вчерашние студенты вузов кино и телевидения, режиссеры, пришедшие в игровое кино из документального, актеры, решившие попробовать себя в качестве режиссеров, просто любители – таков круг участников конкурсной программы. Поскольку в этом году фестиваль был юбилейным, комиссия под председательством кинокритика Андрея Плахова вела особенно строгий отбор работ – по десять фильмов на международную и российскую программы.
- Кино, которое трудно забыть
В международной программе наибольшее впечатление на меня произвел художественный фильм «Дыхание» режиссера Карла Марковича. Известный российскому зрителю как исполнитель роли Штокмана в первых сезонах австро-итальянского сериала «Комиссар Рекс», Карл Маркович создал историю о том, почему ребенок становится преступником и что помогает ему вернуться к нормальной жизни. Финал впечатляющ и многозначителен: от бренной земли, от кладбища, с которым была связана работа молодого человека, кинокамера медленно переезжает вверх, показывая небо…
В российской программе покорил добротой и юмором детский фильм «Мой папа Барышников» режиссера Дмитрия Поволоцкого о подростке, влюбленном… в балет.
- Малым бюджетом – о главном
Кино призвано не только развлекать. Когда есть что обсудить, выходя из зала, можно утверждать, что съемочная группа трудилась не напрасно. Кто-то даже заметил, что испытывает гордость за российский кинематограф.
– Фильмы были хорошие и очень хорошие, – дал оценку фестивалю вице-президент гильдии киноведов и кинокритиков Леонид Павлючик. – Судя по фестивалям «Дух огня» последних лет, можно говорить о новой генерации режиссеров.
Мы, зрители, стали свидетелями всплеска нестандартных творческих подходов, смелых сюжетных линий, необычных планов в кадре. Это неудивительно, ведь многие продюсеры, режиссеры, операторы – люди молодые. «Прекрасное ощущение эксперимента» охватывало во время съемок фильма «Дом ветра» актрису Полину Кутепову. Многое рождалось прямо на съемочной площадке, заметила она.
Участники конкурсной программы – режиссеры, актеры, операторы – радовались возможности пообщаться с коллегами из разных стран, посетить мастер-классы знаменитых деятелей искусств, испытать на себе «строгий взгляд другого поколения», как выразилась Александра Стреляная, режиссер фильма «Суходол».
Из интервью с участниками выяснилось, что главной проблемой дебютного кинематографа является поиск инвестора. Практически все показанные ленты – малобюджетные. Вичанону Соммамьярну из Тайланда денег дал отец. Над фильмом «Самоубийцы» просто все работали бесплатно.
По наблюдениям Романа Каримова, рождается новая волна: снятые на мизерные деньги киноленты начинают пользоваться успехом, получают предложения прокатчиков. Огромное значение фестиваля «Дух огня» в том, что он вносит немалую лепту в пиар начинающих режиссеров, а самым талантливым из них дает признание и материальную поддержку.
Автор статьи: Светлана КЛИМЕНКО
рубрика: Фестиваль