Медиакарта
18:51 | 28 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

Встречное движение

Встречное движение
12:16 | 14 марта 2012
Источник:

Недавно в Тюмени были обнародованы первые итоги Всероссийской переписи населения 2010 года. По сравнению с предыдущей, прошедшей в 2002 году, произошли некоторые изменения в национальном составе нашего региона.

О том, чем они вызваны, каков их масштаб, и о многом другом мы говорим с одним из самых известных тюменских исследователей в этой сфере Ириной КАРАБУЛАТОВОЙ.

Мы – сердце России

– Ирина Советовна, мы действительно самый многонациональный регион России?

– Да. И очередная перепись населения это подтвердила. Мы входим в одну группу с Москвой, Санкт-Петербургом и Краснодарским краем. Это регионы с максимальным этническим разнообразием.

Это связано, прежде всего, с экономической стабильностью, если говорить о последнем десятилетии. Но многонациональность для нашего края была характерна изначально. Это связано с историей заселения территории. Сюда ссылали в царские времена репрессированных из всех мест, а в советскую эпоху здесь были комсомольские ударные стройки

– Насколько серьезны эти последние изменения?

– Вообще-то достаточно серьезные. Есть два момента. Первый: у нас в регионе растет численность, скажем так, исламских народов, тюркских народов в целом. Второй: мы наблюдаем процесс интеграции и образования новой общности – россияне. Вот пример: в переписи 2010-го у нас появилась такая строчка, как дагестанцы. Такой нации, этноса нет. Дагестан – это республика, там проживает свыше 50 народов, и в 2002 году они все были представлены на карте нашего региона. Это новое явление. Можно смеяться над тем, что кто-то определил себя как сибиряк, дагестанец, волжанин, но все это ведет к тому, что впоследствии люди будут себя осознавать, как россияне.

– Вам не кажется, что до этого еще далеко? Я не заметил, чтобы мигранты стремились «впитывать» нашу культуру, традиции, обычаи.

– Есть два направления. Одно – когда диаспора помогает интегрироваться в культуру принимающего сообщества. Это тот механизм, который мы унаследовали от Советского Союза. Я сама, по сути, представляю образец того советского человека, которого стремились тогда создать. У меня много этносов в крови. Я понимаю все эти культуры, но доминирующей является русская.

Второе – не интегрироваться. Это создание закрытых анклавов, по типу известных, пожалуй, всем чайна-таунов.

– Диаспоры нашего региона преимущественно по какому пути идут?

– В последнее время все больше идет процесс самоопределения, замыкания на собственной культуре, поэтому комитет по делам национальностей правительства нашей области помогает различным этническим группам организовывать национально-культурные общества, цель которых не только сохранение материнской культуры, но и плавное «врастание» в культуру принимающего сообщества. Следует помнить, что Тюменская область – это сердце России, и это не просто метафора, но и географическая, социальная, и экономическая реальность. В связи с этим на нас, жителях Тюменской области, лежит особая миссия – сохранять российскую душу и обеспечивать бесперебойную работу всего «российского организма».

Новые мигранты

– В последние годы в бывших союзных республиках русский язык практически не учат. Миграция будет снижаться в связи с появившимся языковым барьером?

– Думаю, нет. Проблема в другом: будет качественно другой уровень мигрантов. Раньше ехали те, кто хорошо знал русский, и мы пока еще рассуждаем по своему имперскому мышлению, что все, кто сейчас приезжает к нам, его знают. А это давно не так.

Вслед за концепцией поддержки соотечественников необходима разработка концепция поддержки мигрантов на государственном уровне. У нас должны быть школы для мигрантов. Но мы должны не только обеспечить владение русским языком для мигрантов из ближнего зарубежья. Есть еще и в России замкнутые регионы, где уровень владения русским вызывает очень большие опасения, например, Ингушетия, Чечня, Дагестан.

– А встречное движение самих приезжающих к нам должно быть? Порой некоторые тюменцы жалуются на вызывающее, по их мнению, поведение мигрантов. Например, когда приезжие с Кавказа танцуют в центре Тюмени лезгинку, это вызывает у многих протест.

– Это не вызов. Это демонстрация собственных национальных чувств. У них нет возможности где-то их проявить. Как правило, лезгинку танцуют в порыве позитивных чувств и эмоций. В сталинскую эпоху лезгинка стала популярна повсеместно, но никто не видел в этом чего-то противозаконного. Но в отсутствие знаний этикетных норм это, конечно, незнание норм русской культуры – что приемлемо, что нет.

– А они хотят их знать?

– У нас нет никакого механизма, регулирующего эти взаимоотношения. И у нас тоже нет желания узнавать традиции и культуру других народов, вроде бы зачем, я же на своей земле живу. В чужой монастырь со своим уставом не лезут.

– То есть и мы, и они не особенно толерантны?

– Печально, но это так. По исследованиям толерантности, которые проводятся регулярно, как ни парадоксально, у нас с 1995 года растут ксенофобные настроения. Это касается и России в целом, и нашего региона в частности.

Если мы не примем экстренные меры, то это может привести к большому взрыву.

– Извечный русский вопрос: что делать?

– Можно ругать, можно хвалить новый курс основы религии в школе. Но в какой-то степени он дает азы поведения в разных культурах. Я за то, чтобы находить общекультурный базовый пласт. Где наша прекрасная передача «В гостях у сказки»? А она знакомила нас со сказками всех народов СССР через призму русской культуры, потому что они шли на русском языке. И фильмы союзных республик шли на русском. И потом, когда мы встречали в жизни проявление каких-то национальных черт характера, обычаев, они вызывали у нас понимающую улыбку, а не агрессию и отторжение.

Досье «АиФ»

Ирина Карабулатова, доктор филологических наук, профессор. Автор уникальных сборников «Колыбельная песня тюркских народов», «Колыбельные песни славянских народов», диска «Магия детства: колыбельные и заговоры народов Тюменской области». Лауреат Международной премии им. Н. Рериха. Заслуженный деятель культуры Республики Казахстан. Победитель всероссийского конкурса общественного признания «Золотая птица–2009» и победитель VII Международного фестиваля «Успех-2011». Воспитывает сына и дочь.

Юрий ПАХОТИН

Фото из архива Ирины КАРАБУЛАТОВОЙ