Лидия Петровна встала по привычке рано. Из серого сумрака весеннего утра накрапывал мелкий, моросящий дождь. Сильно, вязко пахло в огороде оттаявшей землёй. Тут и оглянуться не успеешь, как однажды утренний туман за одну ночь «выбелит» все яблони. А свой сад женщина любит. Он придаёт силы, вдохновение, радость жизни. С намокших от дождя ветвей привольно разросшейся вишни методично срываются и летят вниз капельки-серебринки. «И когда ж она успела пролететь, жизнь-то?» – невольно подумала Лидия Петровна.
Ещё недавно для неё существовало лишь два состояния погоды: удобная и неудобная для работы. Сейчас всё больше выпадает часов и дней для созревания глубинных чувств и мыслей, щемящих сердце. На это время единственным её собеседником становится память, которая достаёт из своих богатейших хранилищ воспоминания о давно минувших днях. Век долог, всем полон. При воспоминаниях об одних событиях улыбка трогает губы, при других – предательски скользит по щеке слеза.
Лидия Петровна Швецова – коренная жительница Хантиновки. Все радости и горести, насыщенная производственная деятельность связаны у неё именно с этой деревенькой. О том, что в своё время никуда не уехала из родных мест, она не жалеет. Всё произошло по пословице: «Где родилась, там и пригодилась».
– Видно, корни у меня глубокие, потому, наверное, так и сильна власть родной земли оказалась,– растроганно признаётся женщина.
У её поколения был огромный жёсткий опыт труда и больших материальных ограничений. Мало уже сегодня осталось тех, у кого светлая пора молодости пришлась на военную пору. Тяжёлый труд укоротил век многим. К лету 1941 года девочка окончила три класса. Дальше учиться в школе не позволила война. Многодетная семья осталась без кормильца и поддержки, отца забрали на фронт. Словно чёрное вороньё, кружились над деревней похоронки, извещая о гибели близких. В некоторые дома не раз, а дважды и трижды приносил почтальон чёрные вести.
– Хорошо помню тот день, когда наших деревенских провожали на фронт. Проводить-то проводили,– вздыхает Лидия Петровна, – только вот встретить довелось далеко-о-о не всех. Ой, сколь парней побило! Два двоюродных брата – Григорий и Виктор – с войны не вернулись, дядья все, считай, погибли.
Порой пожилой женщине долго не удаётся заснуть, снова и снова вспоминает она родных, друзей, подруг, думает о их судьбах. И когда всё-таки засыпает, оказывается среди них: живых и погибших. Война, а они улыбаются, шутят, смеются, потому что молодые и ждут от будущего только счастья.
В лихие военные годы жили трудно и бедно, не всегда было что поесть, одеть и обуть. Дети этого поколения взрослели рано. Пришлось прежде времени стать взрослой и Лидии. С 12 лет она уже доила на ферме коров.
– Из-за малолетства закрепили за мной сначала шесть коровушек и две нетели. Возмущению моему не было предела: почему так мало дали? Уж что-что, а за работой я гналась. Хоть руки завязывай, стремилась побольше её выполнить, чтоб получше жилось, – рассказывает Лидия Петровна.
Постепенно пришло к ней и общественное признание. В каждом деле есть своя тайна, постигая её, человек становится профессионалом. Трудолюбивую, энергичную труженицу – мастера своего дела заметили, назначили на должность бригадира животноводства. Вспоминает сегодня Лидия Петровна с тихой, какой-то полуснисходительной к самой себе усмешкой, как, положив наспех в карман помидорку, бежала по темноте к утренней дойке. Работала бригадир часов по двадцать в сутки. Всё боялась чего-то не успеть, за чем-то не досмотреть.
– Поголовье-то тогда у нас в Хантиновке было огромным, на ферме насчитывалось около 800 голов крупного рогатого скота, и надои получали мы пудовые. Помимо основной должности освоила ещё работу техника-осеменатора. Показатели по искусственному осеменению животных на ферме были высокими, прохолостившихся коров не наблюдалось. Со всего района ко мне ехали животноводы, чтобы обучиться данному ремеслу, – рассказывает об отдельных моментах своей производственной деятельности труженица.
В советские времена двигали руководящие кадры, как фигуры на шахматной доске.
– С тремя классами образования поставили зоотехником, «приняли авансом», так сказать, на эту должность, – смеётся женщина. – Показали, как вести отчётность – и вперёд!
Пришлось осваивать Лидии Петровне и эту сферу деятельности, оправдывая перед совхозом выданный ей «аванс». Помог справиться с трудностями заложенный ещё родителями золотой запас добра к людям, ответственности перед ними. Производственный стаж у Л.П.Швецовой огромный, 46 лет проработала она на Хантиновской ферме. За самоотверженный труд была награждена орденом Трудового Красного Знамени.
«Бережное отношение к прошлому прокладывает надёжную дорогу в будущее». Это известное изречение остаётся актуальным во все времена. Сохранить всё ценное, что питает историческую память, составляет славу района, и есть наш нравственный долг перед грядущими поколениями.