Медиакарта
10:14 | 24 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Долгожительница бабушка Умет

Живет в селе Казанском замечательная женщина Сарипова Умет Бариевна, за плечами которой очень долгая и трудная жизнь. И это не просто слова. 20 января нынешнего года ей исполнилось ни много ни мало – 96 лет. И, наверное, это событие осталось бы без особого внимания, если бы в районной газете не была опубликована заметка о столетней юбилярше из с. Второвагайского. Прожить век удается очень немногим в наших краях. И я решилась рассказать о своей бабушке Умет сейчас, не дожидаясь столетнего рубежа.

Сегодня моя бабушка говорит, что никогда не думала, что доживет до такого возраста. И вправду, если посмотреть с высоты сегодняшнего времени на ее долгую жизнь, то увидишь, что практически вся ее судьба сопровождалась испытаниями. Гражданская война, раскулачивание и коллективизация, тяжкие военные и голодные послевоенные годы. История жизни бабушки Умет уникальна, как и она сама. И мы ее, любя, называем в шутку «Антиквариат ты наш дорогой». А родилась она в далеком 1916 году в заболотной д. Малый Уват в многодетной семье. Когда ей исполнилось три года, в деревню пришла эпидемия тифа. Не стало отца, двух его братьев и дедушки. И до заболотной деревни докатилась Гражданская война. В детской памяти бабушки остались воспоминания о том, как она с другими ребятишками бежала за телегой, на которой везли на расстрел женщину за околицу деревни. О том, как на их сеновале скрывались парни от мобилизации и от врагов. А врагом тогда был каждый, кто приходил с оружием в руках. Не случайно на мои расспросы, красные это были или белые, она говорит: «А кто их разберет? Вроде все родственные души, но время было такое, что брат стрелял в брата, сын убивал отца, а дед шёл против внука».

Проучившись три года в начальной школе своей деревни, четвертый класс окончила в Тукузе. А потом в с. Казанском поступила на учебу в школу крестьянской молодёжи (ШКМ). Но вскоре в ее семье в д. Малый Уват разыгралась драма: местный комбед за две лодки, сепаратор и какое-то количество сетей записал их в кулаки, имущество забрали, а бабушку, как принадлежащую к чуждому классу, исключили из ШКМ. И целый год ей пришлось обивать пороги сельсоветов, чтобы получить справку для продолжения учебы. По этой причине отстала от своих сверстников, но всё же сумела окончить шесть классов ШКМ.

После окончания учебы ей удалось устроиться на работу в пункт «Заготскота», который размещался возле д. Кугаевой. Относительно высокая по тем временам грамотность и трудолюбие помогали ей успешно справляться со своими обязанностями по работе, за что не раз получала похвалу начальника «Заготскота» т. Яшина. Примечательно, что бабушка Умет хорошо помнит все фамилии и все подробности тех и последующих лет, что совершенно уникально для ее преклонного возраста.

Позже она работала помощником бригадира в местном колхозе «Искра», где впоследствии вступила в комсомол. Выполняла различную тяжелую работу, ведь тогда не было в колхозах механизации. В результате перенесла две тяжелые операции, после которых, не долечившись, вновь выходила на работу и трудилась с утра до вечера.

В 1936 году моя бабушка вышла замуж за Абсатарова Бари. Как и она, он был из семьи раскулаченных. Через год родился сын, но вскоре умер. Не выжила и доченька, которая родилась перед войной. А ее Бари забрали на Финскую и после, уже в Отечественную, он сгинул неизвестно где.

Бабушке же с началом войны пришлось после курсов трактористов в Черноковской МТС пересесть на трактор. И всю войну от МТС она трудилась на полях колхоза «Искра». Правда, было и такое. Пришла из военкомата повестка на отправку бабушки на фронт санитаркой. Она собрала, как полагается, котомку и пришагала в Вагай. Но вмешался райком комсомола, который на бюро принял решение не отправлять ее на фронт, поскольку трактористов и так не хватает. По воспоминаниям бабушки, к тому времени в их бригаде осталось лишь двое трактористов из шести. Остальных, невзирая на бронь, отправили воевать: танкисты тоже были нужны.

Наконец пришла долгожданная Победа. Стали возвращаться в родные деревни фронтовики, но как поредели их ряды. Большинство, к великому горю родных и близких, осталось в братских могилах, а то и вовсе сгинуло неизвестно до сих пор где.

В 1946 году бабушка Умет, которой было уже 30 лет, познакомилась с фронтовиком из соседней д. Сулеймени Хазимом Сариповым. В том же году они поженились, и бабушка перебралась в дом мужа в д. Сулеймени. Здесь как раз открылась колхозная звероферма по выращиванию чернобурых лисиц. Государству нужна была валюта, которую за пушнину платили иностранные государства. Именно моему дедушке доверили эту звероферму. Он был очень умным, ответственным и трудолюбивым человеком.

Мне не довелось лично знать своего деда. Военные раны и лишения рано увели его из жизни. Овдовела бабушка во второй раз в 1954 году, оставшись с семилетним сынишкой на руках, которого его отец, убежденный партиец, назвал Марксом. Впоследствии он, став моим отцом, и бабушка всегда рассказывали, что дедушка был очень скромным человеком. Никогда не хвалился своими военными подвигами и наградами. Он считал, что воевать за свою страну - это долг каждого, кто любит свою Родину. А папа мне рассказывал позднее, что он своими глазами видел у деда ордена Красного знамени и Отечественной войны второй степени, а также четыре боевые медали: «За отвагу» и «За боевые заслуги». Дед Хазим трудился на звероферме практически до самой смерти и умер, как говорят, на ходу.

Оставшись одна с ребенком на руках, бабушка продолжала трудиться на колхозной работе не покладая рук за трудодни. А когда настало время моему отцу идти в четвертый класс, она решила переехать в с. Казанское, где жили ее родственники. Один из них разрешил ей жить в его пустующей избенке.

На этом переезды бабушки не закончились. В 1962 году вместе с сыном-подростком она отправилась на далекий Север, в п. Находка, что на Ямале. Там жила со своей семьёй ее старшая сестра Зульхайда. Путь туда был неблизкий, так что все свои пожитки, по большей части, документы и награды мужа, оставила на сохранение племяннице.

Добравшись до места, устроилась на работу в школу-интернат для детей оленеводов. Стирала вручную постельное бельё для трёхсот ребятишек. Потом перешла в кочегары в сетевязальную артель, после ее взяли в бригаду, которая готовила снасти для рыболовецких судов.

Через несколько лет переехали в г. Садехард, где мой отец продолжил учебу, а бабушка устроилась на сортировку и погрузку овощей в овощехранилище, где и проработала до выхода на пенсию.

Было это в 1966 году, но с работы моя бабушка не ушла. Продолжала трудиться, чему причиной невольно стала я. В 1967 году отца моего призвали на воинскую службу, но ещё до этого девушка, с которой он встречался, родила меня и оставила в роддоме из-за того, что он на ней отказался жениться. Причину этого я не знаю, но бабушка моя не смогла оставить свою внучку сиротой. Забрала меня из роддома и, как родная мать, растила и воспитывала меня, как могла. Вот почему я особенно благодарна ей, ведь по сути она стала мне матерью. А имя Лира мне дал перед уходом в армию отец.

Превозмогая невзгоды и трудности, бабушка продолжала трудиться до 60 лет, чтобы мы не нуждались. И трудилась так, что к каждому празднику получала грамоты и премии. В 1976 году бабушка вместе со мной переезжает в с. Казанское, где я заканчиваю среднюю школу.

Путь домой оказался очень долгим, целых 14 лет, потому от оставленных при отъезде на Север вещей и дедушкиных документов и наград не осталось и следа. Кто-то умер, кто-то переехал, а кто-то и вовсе не ждал возвращения моей бабушки. А она, вернувшись на родину, по сей день живёт в своём, ставшем ей уже давно родным, селе. За самоотверженный труд в военные годы бабушка Умет награждена медалью. Есть у нее немало юбилейных наград, медаль «Ветеран труда». Она носит звание ветерана Великой Отечественной войны. Вот такая она моя бабушка Умет, которую я обычно называю на родном языке эбекэй или энием.

После смерти дедушки она больше замуж не выходила и даже мысли такой не допускала. Сначала растила сына, а потом меня. Но до сих пор не имеет статуса вдовы участника Великой Отечественной войны. Нет в нашем райвоенкомате данных даже о призыве моего дедушки на войну, хотя он прошел всю войну и домой вернулся в 1945 году. И запросы в Центральный архив Министерства Обороны с 2005 года ни к чему не приводят. Мы не знаем, где воевал и где был ранен мой дед Сарипов Хазим Сарипович, 1917 года рождения. Документов его у бабушки не сохранилось.

А когда видишь по телевизору могилы советских солдат в Германии, за которыми немцы тщательно ухаживают, становится прискорбно, что мы в своей стране не можем узнать военный путь солдата, пришедшего с войны Победителем.

Впрочем, в нашем краю он такой не один. Алеев Салах Махмутович после войны был директором Казанской школы. На фронт ушел в 1941 году, а домой вернулся в 1946. Но в военкомате и о нем нет данных. Может ,потому, что умер, как и мой дед, рано, в 1954 году.

У отца после армии сложилась своя семья, родились дети, теперь они уже взрослые, но меня он признает. Но для меня нет никого роднее моей энием.

А сейчас, оставив работу в г. Тюмени, где после кооперативного техникума работала в торговле, живу с бабушкой, берегу ее преклонные годы. Смотрю на нее и удивляюсь: какой жизненный потенциал всё-таки в ней, какая тяга к жизни, сколько оптимизма и доброты. Умеет же она найти радость в каждом прожитом дне, в самых, казалось бы, сложных ситуациях. Спасибо большое и земной поклон, любимая моя, за то, что ты такая у меня есть. Не только отца и меня ты подняла, но и помогла уже мне вырастить двоих моих сыновей, Рустама и Тимура, ставших теперь уже взрослыми и самостоятельными.

Желаю и дальше не поддаваться грузу прожитых лет, старости и болезням. И, как прежде, радоваться каждому прожитому дню несмотря на наше непростое время. А твои шаньги с картошкой по-прежнему славятся по всей округе, дорогая моя.

Вы дорожите встречей с ними,

Запоминайте их рассказ,

Пока они ещё живые,

Ещё находятся средь нас.

Лира ШАРИПОВА

с. Казанское

Фото из семейного альбома