На дворе май – один из прекрасных месяцев в году. Что ни день, то новость: и в лесу, и в поле, и в саду. Деревья подёрнуты лёгкой дымкой изумрудной зелени молодой листвы. На окрестных лугах появляются первые робкие весенние цветы. «Глаза земли», – так назвал их М.М. Пришвин. Лучше и не скажешь, щедра весна на краски!
Время неумолимо бежит вперёд, всё дальше отодвигая от нас события Великой Отечественной. И теперешняя надоедливо-текучая слеза, торопливо смахиваемая Алексеем Тимофеевичем со щеки, как мне кажется, всё с того – военного прищура, а не выжимаемая сейчас встречным весенним ветром. Большую часть той страшной войны его глаза были обращены в грозно-тревожное небо: в разрывах огня, в окопных льдах, в моменты потери друзей. Разматывается постепенно пёстрая лента памяти, всё явственнее проступают отдельные эпизоды фронтовой жизни, лица боевых товарищей. День Победы Алексей Тимофеевич Медведев встретил в Венгрии, у реки Дунай, участвуя в стрелковой «дуэли» местного значения.
– Немцы никак не хотели сдаваться, и вдруг выбросили белый флаг. Группа наших солдат по одному из переходных мостов направилась к линии обороны противника. Не дойдя до боевых позиций, все ребята были расстреляны в упор. Какими же горькими были эти потери! На войне до этого памятного случая гибли, калечились десятки тысяч людей, но как несправедливо, как обидно было умереть в шаге от Победы, от всеобщего мира. Буквально в момент трагедии в части появился связной с радостной вестью: «Война окончена. Победа!» – вспоминает Алексей Тимофеевич.
Грустью подёрнулись глаза ветерана, тяжело вспоминать этот последний эпизод фронтовой жизни. 65 лет назад День Победы пришёлся на среду. Вокруг стояла такая чудесная погода! Прямые, ровно нарезанные улицы небольшого венгерского посёлка были охвачены белым бездымным пламенем цветущих садов. Куда ни бросишь взгляд – везде опавшая белая кипень. Шаловливый ветер, дышавший в улицы, кружил на проезжей части удивительную позёмку – лепестковую. Будто сама природа радовалась окончанию войны. А ведь она прошлась по немалой части нашей страны дважды, как прокатывает морская волна по молу – прямая и обратная.
Воевать Алексею Тимофеевичу пришлось в самый канун «обратной волны». К лету 1941 года ему едва минуло 15 лет. Большинство парней из родной деревни Щербаково ушли на фронт в первые два года войны. Полуголодный паренёк всё это время трудился в колхозе за взрослого: боронил пашню, ходил за скотом, косил сено, ни от какой работы не отказывался. Печаль солдатских похоронок вовсю кружила над деревней. Скупыми, словно отлитыми из свинца словами, повторялись и повторялись в них страшные фразы: «Учтён убитым», «Пропал без вести». Война вела свой невозвратный учёт.
Алексей Медведев был призван в Красную Армию в 1943 году. После обучения в городе Ачинске попал на Воронежский фронт. Вот он, шагающий в строю, а путь от станции до передовой неблизок. Новобранцы идут по выбитой тысячами ног просёлочной дороге, зной, в горле першит от пыли. Никогда не предскажешь, как повернётся судьба, особенно фронтовая. Куда только она не забрасывала сибиряка! Довелось ему воевать в составе 23 гвардейской дивизии на Третьем Прибалтийском фронте, на Первом Украинском. Именно здесь он набирался боевого опыта, который затем поможет пройти ему трудный путь через Чехословакию, Польшу, Венгрию. Первую свою боевую награду, медаль «За отвагу», солдат получил в Польше, когда в составе 317 горно-стрелкового полка принял участие в штурме города Кракова. Тогда после мощнейшего артобстрела, благодаря слаженному взаимодействию всех подразделений полка, удалось выполнить сложнейшую боевую задачу – уничтожить огневые точки противника и обеспечить продвижение наших войск вперёд.
– Плацдарм для наступления на город-крепость располагался на крутояре. Вгрызлись в каменистый яр мы изрядно. Но что можно увидеть в лабиринтах ходов, отсеков, траншей? Нашлось нас трое любопытных, желающих посмотреть на окружающий мир. Место укромное на скале повыше отыскали, чтобы получше можно было окрестности рассмотреть, – вспоминает Алексей Тимофеевич.
Открывшаяся панорама огромного промышленного города потрясла бойцов. В белёсое, бесцветное небо вздымались высокие трубы многочисленных заводских корпусов. Город окружала извилистая линия мощнейшей обороны противника. Вот тут-то «косая» и занесла было свой меч на жизнь сибиряка. Трое любопытных бойцов оказались прекрасной мишенью для снайпера. Да, видно, суждено было Алексею Тимофеевичу ещё послужить, потрубить. Чудом ему удалось избежать опасности, не снял его вражеский снайпер. Частенько теперь вспоминает этот случай фронтовик.
Не раз ходил солдат в атаки, смотрел смерти в лицо, участвовал в боевых операциях, получал контузии, ранения, находился на лечении в госпиталях. За мужество и стойкость, проявленные на полях сражений, А.Т. Медведев был награждён орденом Отечественной войны.
На его долю и после Победы выпало немало трудностей, но никогда не унывал Алексей Тимофеевич, наверное, потому, что житейские неурядицы было ему с чем сравнивать. После демобилизации из армии в 1946 году переехал он из Щербакова в Никулино. Долгие годы трудился механизатором в местном совхозе, десять лет до выхода на заслуженный отдых работал слесарем-наладчиком в МТМ.
– В страдную пору только домой придёшь, не успеешь за стол сесть, уже бежит кто-нибудь: «Шпонку нужно… Тимофеич, сортировка встала». Раз надо, приходилось тут же спешить, налаживать производственный процесс, – рассказывает ветеран о трудовых буднях мирного времени. Вот так, на переднем крае и текла жизнь фронтовика. По-другому поколение, закалённое войной, и не могло жить. Сейчас Алексею Тимофеевичу 84 года. Насколько позволяют силы и здоровье, ведёт он своё нехитрое садово-огородное хозяйство.
Каждый год 9 мая, в светлый праздник Победы, в стареньком отутюженном пиджаке с орденами и медалями приходит А.Т. Медведев к памятнику землякам, чтобы в молчании склонить голову перед мужеством односельчан, не вернувшихся с полей сражений. А память о погибших высока, как это небо над селом, в котором они вечно живые.