8 февраля 2012 года настоятель ишимского Никольского храма протоиерей Владимир Ашмарин утверждён председателем новообразованного епархиального общества трезвости во имя иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». В феврале исполнилось два года возглавляемому им же ишимскому обществу трезвости во имя святого благоверного князя Александра Невского.
– Отец Владимир, каковы задачи епархиального общества трезвости?
– В епархии в настоящий момент насчитывается семь обществ трезвости. Наша главная задача теперь – координация усилий, поддержка новых обществ, передача им опыта и традиций.
– Ишимскому обществу трезвости – два года. Что сделано за это время?
– Срок, конечно, младенческий, но и всероссийскому Иоанно-Предтеченскому братству «Трезвение», членами которого мы являемся, тоже всего три года. У нас сформировался «костяк» активных участников общества – это примерно пятнадцать человек, из них двое имеют возраст до тридцати лет. Восемь человек несут обет трезвости. Наша главная задача – просветительская. За прошедший год было организовано пять «постов трезвости», приуроченных к важным церковным датам. Распространено более трёх тысяч листовок и тысяча дисков с фильмами. Два раза в месяц мы посещаем наркологическое отделение. У нас сложились хорошие отношения с «главным наркологом» Ишима О.П. Загоруйко. В качестве эксперимента проведены классные часы с «рекламой» здорового образа жизни в 3, 5 и 7 классах городской школы № 12. Но главное событие года – это первый епархиальный съезд трезвенников, который прошёл у нас 6-7 июня. В нём приняли участие 58 человек.
– Оказывается ли практическая помощь тем, кто решил бороться с недугом пьянства?
– Наша первая и главная помощь – молитва. Еженедельно по четвергам вечером собираемся в Никольском храме на акафист Божией Матери перед иконой «Неупиваемая Чаша». Без божьей помощи невозможно одолеть страсть алкогольной зависимости. На эти службы приходят и страждущие люди, по их желанию остаюсь с ними на индивидуальную беседу. Сейчас у нас появилась возможность отправлять желающих в небольшой реабилитационный центр в одном из поселений Ишимского района. Основа нашего метода – трудотерапия в обществе непьющих. Здесь страждущий может обрести и духовную поддержку, и помощь психолога. Если выдержит месяц-два, то может отправиться в более серьёзный реабилитационный центр.
Важно отметить, что мы дейст-вуем в тесном контакте с врачами-профессионалами. Порой страждущему человеку надо сначала оказать интенсивную медицинскую помощь, а уже потом отправлять на реабилитацию.
Кроме того, один из членов нашего общества проводит с желающими индивидуальный десятидневный курс занятий по избавлению от алкогольной зависимости по методу Шичко.
– Вы недавно вернулись из Москвы, где выступали с докладом. Что это было за событие?
– Мне довелось побывать на заседании Совета Братства Русской Православной Церкви «Трезвение», которое состоялось 23 января в Москве, в Марфо-Марининской обители, в рамках ХХ Международных Рождественских образовательных чтений. Мы приняли участие в совместной службе с епископом Смоленским и Вяземским Пантелеимоном, который возглавляет Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению. На следующий день в Российском государственном социальном университете прошла конференция «Утверждение трезвости в современном обществе». Там я выступал с докладом «Отношение к винопитию в трудах святых отцов».
– Каково же их отношение?
– Однозначно трезвенническое. Например, если заглянем в «Жития святых» Димитрия Ростовского, то примерно в ста пятидесяти повествованиях описано отношение подвижников христианства к опьяняющим напиткам и пище. Только десять из них умеренно употребляли вино или благословляли на умеренность, остальные же – абсолютные трезвенники.
Святитель Тихон Задонский говорил: «И если мы не на словах только христиане, а хотим и на деле служить Христу и Богу, то нельзя нам по-прежнему пить вино и угощать им». Святитель Игнатий Брянчанинов писал: «Все охмеляющие напитки, особливо хлебные, возбраняются подвижнику, как лишающие ум трезвости и тем победы в мысленной брани». Преподобный Пимен Великий настаивает: «Монах отнюдь не должен употреблять вина». И таких высказываний немало.
– Но ведь церковная традиция не воспрещает употребление вина? Даже в Псалтири есть слова, которые читаются и на службах: «И вино веселит сердце человека…»
– Мы не гнушаемся вина. Но важно отметить два принципиальных момента. Во-первых, как показывают труды священномученика митрополита Владимира (Богоявленского) и современных учёных, в Библии используются 13 различных слов, переведённых на русский язык одним: «вино». Это целый ряд продуктов, начиная от винограда и заканчивая виноградным сиропом и хмельным вином.
Во-вторых, мы должны сообразовывать церковную традицию с современностью. Уровень алкоголизма по сравнению с прошлым вырос многократно. Ещё в начале ХХ века о. Александр Рождественский говорил: «Не буду пить, потому что вино пахнет кровью». Хозяева алкогольной индустрии не останавливаются ни перед чем ради сверхприбылей. Поэтому если священники покажут народу пример трезвой жизни, то они своим авторитетом могут добиться многого.
А современная ситуация заставляет бить во все колокола. В России 2,5 миллиона человек состоят на учёте в наркологических организациях – это каждый пятнадцатый трудоспособный человек.
И есть ещё такой момент. Священник не может прикасаться к святыне будучи нетрезвым. А ведь никогда не знаешь час, когда тебе придётся ехать причастить умирающего. Надо быть готовым всегда. Ветхий Завет предписывал священнику проводить жизнь в трезвости. Оттуда же идёт практика обетов – обещаний Богу. Со второй половины XIX века в Русской Церкви утверждён чин принятия обета трезвости.
– Что такое обет трезвости?
– Обет трезвости – это обещание Богу вести трезвую жизнь, воздерживаясь и от неумеренных развлечений. Он даётся на некоторый срок и всегда сопровождается молитвой. В прошлом верующие всем приходом могли дать обет провести трезво Рождественский пост и Святки или Великий пост и Светлую седмицу. Хорошо бы нам перенять эту традицию. Ведь за один пасхальный день, упившись вина, можно потерять всю благодать, которую стяжали подвигами постничества.
Хотелось бы ещё раз акцентировать: нам нужно менять церковное сознание по отношению к вину. Кто кроме Церкви может защитить народ, заступиться за него? Никакая партия не имеет такой искренней любви к народу, какую имеет Церковь. И наша задача – проявить эту любовь. Общество трезвости – это реальная необходимость XXI века в церковной жизни.
Беседовал Геннадий Крамор.