Медиакарта
4:28 | 27 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Поезд до Мурманска

... До начала Великой Отечественной войны оставалось совсем немного. В пыльном вагоне в далёкий Мурманск ехали две молоденькие подружки – Нина Тюкова и Софья Сычёва. Из далёкого сибирского села Сладково – к берегам северных морей…

В родной район приезжала знакомая и рассказывала, как работает под Мурманском в пограничных войсках. Хвалила! И не удержались юные девичьи сердца перед соблазном романтики далёкого города! Решили сибирячки, что тоже обязательно поедут.

Поезд уносил их от родных мест. Сельские девушки, до этого никуда не выезжавшие, мало что знали, в дороге терялись. Никто не подсказал им, что нужно сделать пересадку. Так они и доехали до Ленинграда.

– Там нас оштрафовали. Нам пришлось покупать билет и на другом поезде добираться до Мурманска…, – вспоминает с улыбкой одна из подружек, но уже не юная Ниночка, а убелённая сединой Нина Александровна Прокофьева.

Недалеко от границы с Финляндией служили они в штабе пограничных войск НКВД делопроизводителями-машинистками. Вскоре Софья вышла замуж и уехала в Саратовскую область. А потом началась война…

– Я в боях не участвовала, не ходила с винтовкой, не стреляла. Но кровь, боль, смерть видела очень близко. И было страшно! Там, где служила, вокруг – горы, болота. Танков не было. Но бои шли, каждый день погибали люди. Представляете, их даже не сразу хоронили. Складывали умерших в отдельной землянке, а когда накапливалось несколько тел, тогда только опускали в могилу. Вот так было… – теребя в руках краешек пледа, рассказывает моя собеседница.

В 82-ом пограничном стрелковом полку Нина Александровна познакомилась со своим мужем Петром Фёдоровичем Овчаренко. Он служил рядом политруком. Вспыхнула большая любовь, поженились. Уже во время войны родилась дочь Иринка.

Как не хотелось уезжать Нине Александровне от любимого супруга, такая сильная привязанность, такое крепкое чувство жили в сердце молодой женщины! Но она решила вернуться в Сладково, и, оставив доченьку со своей мамой, снова – в Мурманскую область, к своему Петеньке. Но мечтам не суждено было сбыться. Мама Нины умерла, Иринку оставить было не с кем. Поэтому и осела она в родных краях, ожидая мужа. Но Пётр не торопился. «Почему же он не едет?» – с нарастающей тревогой думала каждый день Нина Александровна. Потом узнала, что поехал учиться… А к ней он уже не вернулся…

Всепоглощающая любовь переросла в огромную обиду, где-то даже в ненависть. Он потом приезжал, хотел забрать дочь. Но Нина, конечно же, не отдала…

– Второй мой муж тоже воевал на фронте. Поженились мы в 1950 году. От второго брака родились двое сыновей – Владимир и Борис. Так и прожили всю жизнь в Сладкове, в небольшом домике. Уже будучи на пенсии я перенесла тяжёлый инфаркт, делать какую-то работу по дому стало не под силу. Попросила благоустроенное жильё. Мне дали вот в ветеранском доме квартирку. Но муж, Виктор Сергеевич, ни в какую не хотел сюда переезжать. Так и умер, ни разу даже не заглянув в эти комнаты. Мда… А мы теперь здесь с сестрой Феей Александровной живём. Уже не так скучно! – продолжает рассказ Н.А.Прокофьева.

…В светлой комнате сестёр уютно, светло. Заботятся дети о старушках, привезли сюда и современный пылесос, и телевизор, и пол паласами-коврами устлали, чтобы ногам теплее было.

– Мы отказываемся от социальной помощи, сами убираем, моем, стираем на себя. Шевелиться надо, а то совсем расклеимся, – мудро рассуждает Нина Александровна. Среди современной мебели замечаю старый-старый кованый сундук. Пожилая женщина ловко, привычным движением, поднимает крышку и вытаскивает оттуда небольшой кожаный портфель. В нём хранится самое дорогое сердцу – награды.

– Даже на платье их не прицепила, не знаю почему, – объясняет Н.А.Прокофьева. – Вот орден Отечественной войны II степени, ещё медаль Жукова есть, медаль «За победу над Германией», юбилейных наград много…

Позвякивают в морщинистых руках боевые медали. Достаёт их Нина Александровна одну за одной из потемневшего от времени полиэтиленового мешочка.

– Я участник войны, служила на Карельском фронте. Ещё раз скажу, не стреляла, в ожесточённых боях не участвовала. Но даже вспоминая об этом, на душе тяжело становится. Не дай Бог никому такое пережить… – задумчиво говорит женщина.

Гордится Нина Александровна своими детьми. Все грамотные, умные, с высшим образованием. Приезжают, звонят. А как иначе? Нельзя пожилую мамочку без внимания оставлять.

…Нине Александровне Прокофьевой – девяносто лет. Возраст солидный. Пережито и выстрадано немало. Но особой полосой в её жизни вырисовывается война. Страшная. Беспощадная. И словно сейчас видится тот поезд, мчавший молоденьких подруг в северный Мурманск. И поезд тот был судьбоносным. Всё начиналось именно в далёкой Мурманской области…