Медиакарта
5:53 | 19 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

"Добро пожаловать в Акъкул!"

Очередная командировка по селам и деревням Ярковского района. Пункт отправления – редакция районной газеты. Пункт назначения – деревня Дулепина. У въезда в деревню стоит указатель. На нем то, что нам нужно - «Дулепина». Только вот в первом же доме, в который мы постучались, сказали нам: «Добро пожаловать в Акъкул

Никаких пространственно-временных переворотов не случилось. Местные жители объяснили эту ситуацию просто. Акъкул – татарское название поселения. Так столетие назад назвали деревеньку ее основатели – выходцы из Черемшанского района республики Татарстан. «Ак» в переводе с татарского - «белый», «кул» - «озеро». В 1911 году к Белому озеру приехали предки жителей современного Дулепина. Происхождение второго названия, официального, дулепинцы не знают. Да и нужно ли это? Главное, что вековая история самой деревни известна и старожилам, и молодежи.

Из Поволжья в морозную Сибирь 70 семей казанских татар привел голод. Потомки переселенцев живут сегодня, кроме Ду-лепина, в Шатанова и Краснояре Ярковского района, кто-то обосновался в соседнем Ялуторовском районе. Осваивать новые земли приходилось нелегко. Вырубали лес, расчищали поля, налаживали быт. Держаться старались все вместе. Друг другу помогали. Староста деревни, местный депутат Рамазан Ибрагимович Хасанов рассказывает: «Дома рубили «общаком», всей деревней то есть. Один собрался строить – все в подмогу. Так и проще было, и веселее. И в труде, и в праздниках – дружно. К таким же переселенцам, как мы, ездили на лошадях в гости за 30-40 километров в Ялуторовский район. Поддерживали связь».

Со временем в Дулепина организовали колхоз имен Вахи-това. В 1931 году дулепинцы обрабатывали 155 га пашни. В 90-х годах содержали 700 голов скота. Но со временем сельское хозяйство здесь начало приходить в упадок. Поля заросли, колхоз расформировали. Но на смену общественному животноводству пришло частное – фермерство. В личных подсобных хозяйствах дулепинцев сегодня содержится по несколько голов скота. Впрочем, другого и быть не может. В деревушке, где проживает всего 15 семей, 2 рабочих места – почтальона и фельдшера. Доход остальных – животноводство и традиционные для сибирского села - сбор дикоросов, охота, рыбалка.

Отсутствие работы повлияло на состав населения. Теперь здесь живут в основном пенсионеры. Депутат Хасанов познакомил нас с самым молодым взрослым жителем села – Русланом Гайсиным. Руслану чуть меньше сорока. Он – глава семейства. «Уезжать из своей деревни не хочу, но, наверное, придется, - делится переживаниями Руслан. - Нам с супругой нужно воспитывать ребятишек, давать им образование. Наши дети учатся в Покровском. А добираться туда мы можем только в зимнее время, пока через реку Туру есть ледовая переправа. Весной и осенью приходится снимать квартиру в Покровке». Когда молодежь из Дулепина покидала родительские дома, Руслан не мог уехать. Он, самый младший из шести детей, остался с пожилой матерью. Семья Гайсиных, как и их односельчане, живет, что называется, натуральным хозяйством. На деревенскую жизнь Руслан не жалуется, только вот дом его уже требует ремонта, а с лесом – проблемы. Заявление в лесхозе лежит с 2009 года. Ответа нет до сих пор.

«Лесная» проблема волнует не только Руслана. Староста Рамазан Ибрагимович своим горьким опытом в этом деле тоже поделился: «Дело ведь не в том, что в нашей местности нет леса. Он есть. Проблема административная. Был случай. Нужны нам были дрова. Выделили. Но где? В деревне Травное. Я, как депутат, сразу отправился к главе нашего поселения Владимиру Викторовичу Чеботаеву. Проблему мы обсудили с Александром Васильевичем Овсянкиным, заведующим лесхозом. Ответ был кратким: мы ведь не отказываем, выделяем. На этот ответ в шутливой форме я предложил отвести нам деляну не за 60 км, а, например, в Ханты-Мансийске и нанять для перевозки железно-дорожный транспорт. На такое сравнение возразить нечего. Ведь все мы люди, все понимаем, что жителям деревни, где нет никаких доходов, вывоз дров обойдется дорого. К счастью, после долгих разговоров, нашли верное административное решение. Деляну под дрова отвели нам рядом с деревней». Возникал вокруг леса и другой спор.

Во время пожара выгорели близ Дулепина леса. Сгоревший лес никому не отдали. Он стоит, сохнет и падает. Пропадает то, что могло бы пойти в дело. Но таковы законы: нельзя.

Из разговора с депутатом больше не услышали мы ни о каких других трудностях, с которыми борются дулепинцы. Рамазан Ибрагимович на любой вопрос о пресловутой воде, об отсутствии магазина и связи с районом отвечает: «С местной властью мы живем дружно. Любой вопрос можно решить. А если они не смогут нам помочь, то мы для себя и сами готовы потрудиться. Так, например, было с кладбищем. Оно пострадало после пожара. Нужно было соорудить новый забор. Денег на это не оказалось. Так мы сами вышли и сами все сделали. Это ведь могилы наших предков. А значит, мы обязаны самостоятельно ухаживать за ними». Эта мысль о самостоятельности в нашем разговоре с Рамазаном Хасановым была главной. Дулепинцы ни на чью помощь не рассчитывают. Государство, конечно, посильно помогает. Но жители должны и могут трудиться для себя.

Так и живут. Каждый день – в работе. И ведь на самом деле – живут, а не выживают. В деревне есть автотранспорт, есть хоть и старенькая сельхозтехника, с медикаментами перебоев не бывает. Стационарных телефонов нет, но зато есть сотовая связь. За продуктами дулепинцы ездят в Новотья-лово Ялуторовского района. Туда можно попасть в любое время: дорога хорошая и расстояние 20 км. Культурную жизнь деревеньки поддерживает Покровский ЦКД: приезжают покровские артисты с концертами.

Уезжали мы из Дулепина, а вернее из Акъкула, с твердой уверенностью: люди здесь живут счастливые. Есть у них все, что нужно для этого самого счастья.

Автор: Юлия АЛЕМАСОВА