Медиакарта
4:34 | 24 января 2020
Портал СМИ Тюменской области

Опираясь на традиции Отечества

Опираясь на традиции Отечества
09:07 | 19 марта 2012
Источник: Наша жизнь

Более 15 лет назад в Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях стали преподаваться учебные курсы по православной культуре. Называются они по-разному: основы православной культуры, православная культура, основы православия, региональные курсы православной культуры. Но все эти предметы направлены на то, чтобы приобщить учащихся к историческим и культурным традициям России.

В августе 2009 года по итогам встречи с лидерами религиозных организаций Президент Российской Федерации Д.А. Медведев дал поручение о введении в 2010 году в ряде регионов учебного курса, знакомящего школьников с культурой религий и основами светской этики. В настоящее время данный эксперимент проводится в 19 регионах Российской Федерации, в четвёртой четверти в четвёртых классах и первой четверти в пятых классах во всех школах. Почему этот курс вводится именно в четвёртых классах? По мнению педагогов-психологов, возраст 10-11 лет наиболее благоприятен для усвоения детьми основ культурологического понимания такого явления, как религия.

В Тюменской области работу в данном направлении планируется начать с 2012 года. Для чего это нужно? Насколько важно возрождение национальных традиций? Эти вопросы я задала отцу Вадиму (Овчинникову), настоятелю прихода храма в честь Казанской иконы Божией Матери. – Ответить на это вопрос я бы хотел, процитировав архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна. Он говорит о том, что «возрождение национальных традиций – задача охранительная, потому что глобализация, которая охватывает весь мир, порой воспринимается, как некое подражание определённому стандарту, и навязывание этого стандарта людям происходит без учёта их национальной принадлежности. Возрождая национальные традиции, мы не отгораживаемся от мира, но воспринимаем его в полноте, не теряя своей исторической идентичности с нашими корнями. Основой нашего государства, культуры является православие, поэтому возрождение национальных традиций должно быть основано на православной вере…»

Озабоченность и внимание российского общества к вопросам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения объясняется широким распространением в молодёжной среде социальных пороков, разрушающих культурную самобытность, единство и целостность российского общества, препятствующих воспитанию гражданской позиции подрастающего поколения. Обеспечить полноту и целостность духовно-нравственного воспитания современная школа, оторванная от культуры, от опыта православной традиции в воспитании молодёжи, не сможет. В то же время в «Основах социальной концепции Русской православной церкви» отмечается, что «школа есть посредник, который передает новым поколениям нравственные ценности, накопленные прежними веками. В этом деле школа и церковь должны сотрудничать». Проблема духовного воспитания является одной из центральных в конфессиональной, в том числе православной, педагогике. Поэтому включение в учебный план основ культур одной из традиционных для России религий – православия, ислама, иудаизма и буддизма, а также светской этики либо общего курса истории традиционных религий – это очень важный и необходимый процесс. Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает в себя шесть модулей (предметов): основы православной, исламской, буддийской, иудейской культур, историю мировых религиозных культур и основы светской этики. Что предпочтёт четвероклассник – решать ему и его родителям. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия, с целью оказания методической помощи во всех благочиниях, крупных городах и районных центрах будут созданы методические объединения в помощь педагогам. Для участия в работе методического объединения, кроме педагогов, будут приглашаться заместители директоров по учебно-воспитательной работе, члены родительских комитетов, священнослужители и другие заинтересованные лица. Служащие каждого храма, его библиотека – это тоже своеобразный методический центр, в котором при необходимости можно получить методическую помощь.

Необходимо сформировать у родительского и педагогического сообщества устойчивое понимание того, что только опора на отечественные традиции и культуру сможет дать правильные ориентиры в образовании и воспитании молодого поколения.

Автор: Тамара НОСКОВА