На официальной эмблеме конкурса «Педагог года» («Учитель года») изображен пеликан. По преданию, эта птица, жившая в долине Нила, спасла своих питомцев от смерти, напоив их своей кровью. Эта гордая птица, принесшая себя в жертву, стала символом сострадания, участия, милосердия по отношению к ученикам, самопожертвования.
28 февраля завершился районный конкурс «Педагог года-2012». Не вдаваясь в детали организационной работы, отметим лишь принципиально важные моменты в подготовке и проведении этого престижного мероприятия.
Правила его проведения предусматривали два этапа – заочный и очный, каждый из которых для педагогов, пожелавших принять участие в конкурсе, предполагал насыщенную, объемную творческую работу. К примеру, на заочном этапе в адрес жюри все конкурсанты заранее направили разработки уроков, внеклассных мероприятий, дидактический материал, видеозаписи учебных занятий, творческие работы учеников, копии документа об образовании, сертификатов, информацию о работе с родителями и т.д. с тем, чтобы члены жюри имели возможность изучить и тщательно их проанализировать до начала очного этапа.
На очном же этапе, проводя учебные занятия, беседу с детьми, мастер-класс, конкурсанты должны были продемонстрировать не только фундаментальную подготовку, но и владение педагогической и психологической культурой, способность выходить за рамки сложившихся традиционных подходов, умение работать в инновационном режиме, побуждающему детей к самостоятельному поиску новой информации.
По большому счёту «Учителем года» должна стать одаренная личность с разносторонними интересами, увлечениями. Вот такие достаточно жёсткие требования предъявлялись к претендентам на высокое звание «Учитель года».
22 февраля на стартовую площадку очного этапа конкурса бороться за почетное звание «Воспитатель года-2012» вышли Н.А. Копотилова (с. Вагай, детсад «Колосок»), Н.И. Клинкова (п. Заречный, детсад «Березка»), Т.А. Семухина (с. Вагай, детсад «Родничок»).
24 февраля (первый тур очного этапа для учителей) конкурсными сорокаминутными уроками и двадцатиминутной беседой с учащимися, в процессе которых каждому из претендентов предстояло расположить к себе детей, склонить к своей точке зрения членов жюри, продемонстрировать свои дидактические способности, о своих притязаниях на звание «Учитель года-2012» заявили Т.Н. Курмандаева, учитель информатики (Второвагайская школа), Н.П. Нефёдова, учитель русского языка и литературы (Казанская), Л.М. Тавлетбакиева, логопед (Зареченская коррекционная школа), Г.А. Юлтанова, учитель физкультуры (Зареченская).
Не менее, а, может быть, даже более зрелищным, интересным, содержательным был последний этап, состоявшийся 28 февраля на базе школы райцентра, которым и завершился конкурс.
Перед завершающим выступлением в борьбу за почетное звание коллеги-соперники выслушали слова-напутствия сотрудников управления образования Т.П. Копотиловой, Л.Н. Раимгуловой, и.о. начальника управления образования П.Г. Гонцула.
Восемь участников преподавательского марафона получили возможность убедиться в своей верности известной поговорке «Знание – сила» и последнюю возможность убедить членов жюри в том, что именно он достоин престижного звания.
Формат газеты не позволяет более или менее подробно передать содержание деятельности конкурсантов на этом этапе, приемы и методы их работы, тем не менее нельзя обойтись без того, чтобы не сказать хотя бы об отдельных его моментах.
Нетрадиционной техникой рисования Татьяна Альбертовна Семухина настолько увлекла взрослую аудиторию, игравшую на этом мероприятии роль ее подопечных, что все «малыши» с удовольствием «нетрадиционно рисовали», а затем с гордостью демонстрировали всем плоды своего воображения, получилось, по оценке Т.А. Семухиной, ничуть не хуже, чем у воспитанников детсада.
Доверительным стилем общения, артистичным владением своими голосовыми возможностями, мастерским умением читать стихи, изяществом проведения своего мероприятия Наталья Александровна Копотилова произвела весьма приятное впечатление на всех тех, кто наблюдал и участвовал в нём. А с заданием составить рассказ по мнемотаблице, проявив недюжинные способности, также успешно справились все ее «малыши» (роль и детей, и родителей, с которыми работали конкурсанты, исполняли присутствовавшие в зале гости, члены жюри, группы поддержки).
Первое место и звание «Воспитатель года-2012» жюри присудило талантливой Наталье Ивановне Клинковой, сумевшей с первой минуты ввести всю аудиторию в творческую атмосферу своего мероприятия. Весь зал с удовольствием пел вместе с ней детские песни, маршировал, топал ногами, ходил вразвалку, подражал медведю, петухом «хлопал крыльями», семенил по полу пингвином…, и всё это проходило под соответствующую музыку. Своей блестящей импровизацией она ярко подтвердила действенность своего девиза: «Я хочу обогатить жизнь детей музыкой».
В суперфинал учителей вышли трое: Т.Н. Курманалиева, Н.П. Нефёдова, Ф.Р. Нигматуллина.
«Для меня учитель – не профессия, не общественное положение, не работа. Быть учителем для меня – это значит жить», - говорит Туктабига Нургалиевна Курманалиева. Стаж ее работы всего полтора года, однако уверенность, с которой она держится перед коллегами, педагогический стаж которых в полтора раза превышает ее возраст, умение устанавливать контакт с аудиторией и умение общаться вызывают искреннее уважение к ней. Её мастер-класс был посвящен установлению соотношения между звуком и цветом. Без труда, убедительно и изящно она доказала, что цвет слышим, а звук можно увидеть.
Большой интерес вызвал мастер-класс Надежды Павловны Нефёдовой, посвященный теме «От слова к тексту». На сей раз все взрослые стали пятиклассниками. И в новом своём качестве, «спровоцированные» талантливым педагогом на активный диалог, они старательно приобщались к слову: искали к некоторым словам синонимы, ассоциации к словесной «абракадабре», - лаплама, вжигвжига… Одаренный педагог, Надежда Павловна выразительным чтением стихов, изящными словесными конструкциями умеет привлечь внимание слушателей, а потому ей совсем, думаю, несложно «наполнить слово смыслом», что она убедительно продемонстрировала проведенным мастер-классом.
Победителем конкурса, а, следовательно, «Учителем года-2012» стала Ф.Р. Нигматуллина. Увлекательно, интересно организовав «учебный процесс» (в качестве ее школьников выступила всё та же аудитория взрослых), Фануса Римовна убедительно, доказательно рассказала и показала использование межпредметных связей в процессе изучения произведения В. Астафьева «Васюткино озеро». Важными качествами, которые она хотела бы воспитать у своих учеников, она считает стремление к знаниям, трудолюбие, целеустремленность, честность и уважение к окружающим.
В качестве приза за свою победу она не получила Хрустального Пеликана (им награждают победителей только Всероссийского конкурса), наградой же за убедительную демонстрацию солидной подготовки, владение культурой общения и с детьми, и со взрослыми, умелую публичную защиту своего педагогического опыта послужит ей признание коллег по «школьному цеху».
Высокие профессиональные качества, компетентность, умение находить доверительный стиль общения показали и учителя, не вышедшие на сей раз в суперфинал.
Конкурс завершен, итоги подведены. После заключительного слова П.Г. Гонцул победителям конкурса и всем его участникам вручил дипломы управления образования и подарочные сертификаты.
Ишмухамет ГАЙСИН
Фото Зиннура Чанбаева