Хобби Сергея Катаева
А вообще-то, людей трудолюбивых и увлечённых на земле упоровской не счесть. Постоянно замечаю: если у человека есть какое-то хобби, если он отдаёт своему увлечению много свободного времени, то и на производстве он не на последнем счету. А у некоторых хобби превращается в основную сферу деятельности, но в любом случае это доставляет людям массу удовольствия.
Сергей сколько помнит себя, постоянную привязанность и огромный детский интерес питал к деревенской кузнице. Любопытно было мальчугану наблюдать, как твердучая чёрная железяка вдруг краснела в гудящем кузнечном горне, становилась податливой под кузнечным молотом и, разбрызгивая снопы горячих искр, превращалась в нужную деталь. Как звучно, будто разговаривая между собой, перекликались легкий молот его отца-кузнеца и тяжёлая кувалда молотобойца.
Потом отец клещами ловко подцеплял горячую деталь, поворачивал её на наковальне с боку на бок, выверяя намётанным глазом - верно ли сделана работа, и только после этого опускал не успевшее остыть новое изделие в закопчённую полубочку с холодной водой. От погружения раскалённого металла вода начинала клокотать, потом шипела, словно рассерженная змея, окутывая всё пространство вокруг ёмкости с водой клубами белого пара.
Запомнились эти картины подростку на всю жизнь, запали в душу и постоянно манили своей непосредственностью и незамысловатостью.
Не сразу пришёл Сергей в кузницу. После окончания Масальской средней школы, которая ещё и права тракториста юноше дала, отработал лето на тракторе, а потом со сверстниками отправился учиться в Упоровский школу ДОСААФ на шофёра.
– Многие мои одноклассники тогда пошли по этому пути, – рассказывает Сергей, – и по сей день они успешно трудятся в сельскохозяйственном производстве. Сегодня, чтобы получить профессию сельского механизатора, юноша должен ехать за тридевять земель в город, или в соседнюю Курганскую область. Потребность в кадрах механизаторов, между тем, с каждым годом растёт. Не все же выпускники имеют желание юридическое образование получить, кто-то и на селе бы с удовольствием поработал. Только ведь человека пристроить как-то надо, показать, заинтересовать, сориентировать…
Сергей в своё время на обочине жизни не остался. Был он парнем общительным, инициативным, вот и выбрали комсомольцы его своим вожаком. Зимой он работал художником-оформителем в совхозе, а летом витаминные гранулы на АВМке готовил. Живопись Сергею давалась как-то легко, его красочные полотна трогали душу, раскрывали характер самобытного художника, его трепетное отношение к родной природе. До 1985 года так и жил он в своём родном совхозе «Видоновский». А под осень того года к нему агроном Александр Яковлев подошёл и начал задушевную беседу насчёт перехода Сергея на новую работу. Разглядел агроном, теперешний директор акционерного общества «Нива-Агро», заслуженный работник сельского хозяйства Александр Яковлев, в молодом механизаторе хлеборобскую жилку и предложил ему пойти на зерноуборочный комбайн. С той поры каждую осень и убирает он хлеба. Двадцать семь лет уже прошло с той поры, и все эти годы Сергей на хорошем счету, почти каждую осень в передовиках ходит. А учился он хлеборобскому делу у комбайнера-орденоносца Михаила Клементьевича Крашанина. Добросовестные, толковые хлеборобы тогда в звене у него работали, и молодому механизатору совесть не позволяла уходить с поля, не выполнив дневного задания, или брак на обмолоте допустить. Старался во всём на старших товарищей походить, ни одного слова своих наставников не пропускал, когда они ему дельные советы давали. В бытность работы на посту губернатора Тюменской области Сергея Собянина занял по намолоту зерна первое место в регионе и получил из его рук ключи от новенькой легковой машины марки «Нива». Через год на второе место в области вышел и снова приличную денежную премию губернатор ему вручил. Нынче на комбайне марки «АКРОС-530» намолотил 49 тысяч центнеров зерна. Специалисты говорят, что подобная выработка для комбайнов данной марки рекордная и таких показателей на них пока никто ещё не получал. Вот так, не пропали напрасно наставления Михаила Клементьевича, на благодатную почву легли и результаты добрые дали.
Нравится Сергею золотой осенью молотить налитые спелой тяжестью хлебные колосья, нравится наблюдать, как тугая золотая струя из выгрузного шнека быстро загружает объёмный кузов очередной транспортной единицы, а чего стоит неповторимый запах горячего жнивья! Нет, чтобы понять всё это, ощутить, надо хлеборобом родиться.
Ладно, это в уборку, а зимой? Зимой Сергея безудержно в родную машинно-тракторную мастерскую влечёт. Слесарил он там, аккумуляторщиком работал, а последние восемь лет прочно стоит у кузнечного горна, готовит к выходу в поле главные сельскохозяйственные орудия – бороны. Нынче, например, с напарником Виктором Крашаниным они за короткий срок сумели качественно подготовить 300 борон. Здесь он тоже на высоте, как-никак, считай, что потомственный кузнец. Борона, на первый взгляд, орудие нехитрое: рама зигзагом да зубья к ней гайками крепятся. Каждый из них следует отвернуть, в горне нагреть, оттянуть, поставить на место, закрепить. Триста борон – это шесть тысяч зубьев. Серьёзная работа, а без бороны механизатору в поле никак не обойтись. Только с ней можно качественно влагу в почве сохранить, выравнивание поля провести да и с сорняками побороться. Недаром наш знаменитый земляк Анатолий Нохрин такую высокую значимость придавал качеству подготовки борон, и это ведь с его подачи борону стали называть у нас главным сельскохозяйственным орудием. Вот и ставят сейчас к кузнечным горнам на подготовку борон самых надёжных, самых ответственных механизаторов.
После напряжённой работы у кузнечного горна, грохота тяжёлого молота хочется человеку вырваться на простор, полюбоваться тихим зимним безмолвием, вдохнуть чистый морозный воздух. Кисти и краски в последнее время Сергей всё реже стал в руки брать: зимними короткими днями много не порисуешь, а летом некогда. А вот подлёдный лов рыбы или охота – дело другое. Года два назад на водоёме в Курганской области ротан крупный заклевал, поехали и мы с друзьями. Ловить эту «головёшку» дело не хитрое: бури лунку, блёсенку, знай, опускай и вытаскивай рыбёшек на лёд. Сидим, рыбачим и тут подошёл земляк:
– Мелковата у вас, мужики, рыбёшка. Вон там Сергей Катаев из Масалей сидит, у него ротаны граммов по 500 ловятся. Тянет он такого, а тот рот разинет и в лунку не проходит.
Пошли поглядеть. Действительно, у Сергея вся рыба трофейная, ротаны один к одному, так и просятся на сковороду. По своей питательной ценности они, как говорят учёные, ценным породам рыб не уступают. Ну а ловить их тоже надо сноровку иметь.
Ещё одно хобби у Сергея Владимировича – охота. Нынче в лесах у масальцев волки бесчинствовать ужасно стали. Особенно пострадали сеголетки кабанов, молодь зайцев, косуль. Когда выпал снег стали на хищников облавы делать, только хитрый зверь на номера под картечь не выходил, и каждый раз охотники покидали свои угодья ни с чем. В феврале после очередной пороши егерь свежий след волчьей стаи нашёл и «столовку» их, где они очередную косулю доедали. На следующее утро, чуть свет, поехали охотники с единственным желанием серых разбойников наказать. Оцепили лес, расставили номера, пошли вперёд загонщики, потянулись томительные минуты ожидания. Только и на этот раз обошли номера стороной осторожные звери. В очередном загоне Сергей выбрал на его взгляд самое «верное» место, встал, стараясь от звериного глаза замаскироваться, снег под ногами разгрёб, чтобы не скрипнул в самый ответственный момент, проверил свою верную двустволку и стал ждать.
Матёрый волчище вышел из леса метрах в семидесяти. Далековато, но ближе хищник уже не подойдёт. Дважды прогремели в притихшем лесу ружейные выстрелы, волк не понял, что произошло, не сориентировался откуда по нему стреляли, и бросился на засидку охотника. Следующий дуплет Сергея остановил хищника.
– Везёт мужику, – скажет кто-то. А мне кажется, что он к любому делу, в том числе и к своим увлечениям, относится по-особому серьёзно и вдумчиво. Ведь не важно, что делает человек – кладёт кирпич в стену или пишет музыку, оттягивает в кузнице боронный зуб или пишет маслом картину. Главное, как он это делает, сколько души вкладывает в своё дело. Поэтому и только поэтому можно оценивать труд человека, его отношение к простой, повседневной работе.
К сказанному ещё следует добавить, что у Сергея Владимировича прекрасная семья. Со своей супругой они воспитали двух замечательных дочерей. Старшая – Юля – работает в арбитражном суде в Тюмени, младшая – Светлана – бухгалтер. Двух внучек они подарили деду, знай, водись, ну и про хобби своё не забывай.
Говорят, везёт тебе в лесу и на рыбалке, да и кисти в руки давно уже ты не брал. Успехов тебе, Сергей Владимирович!
Николай ЗЛОБИН.